Буддийские мотивы в живописи Г. Рокчинского (1960–1990-е годы)
Выпуск № 4 (19) 2020 журнала "Искусство Евразии"
HTML
PDF
HTML
PDF

Ключевые слова

искусство, Калмыкия, традиционная культура, живопись Гаря Рокчинского, реализм, иконография буддизма, беспредметное искусство,

Как цитировать

Батырева С. Г. Буддийские мотивы в живописи Г. Рокчинского (1960–1990-е годы) // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2020. № 4 (19). С. 58-67. URL: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2020.04.005.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Текущий выпуск

Отправить материал

Аннотация

В статье анализируется творчество художника Гаря Рокчинского, народного художника РСФСР, в контексте изобразительного искусства Калмыкии 1960–1990-х годов. Отмечается, что в этот период, получивший название постдепортационного, была восстановлена автономия республики, и у многих мастеров искусства наблюдался творческий взлет. Это нашло отражение в обращении к историческому жанру, а также в поисках новой художественной выразительности в калмыцком искусстве второй половины XX века. Наглядным выражением этих тенденций стало творчество Гаря Рокчинского. Его произведения отмечены стремлением найти и образно воплотить этническую идентичность, что отвечало возрожденческому посылу постдепортационного развития калмыцкого изобразительного искусства. В качестве одного из направлений его развития необходимо выделить обращение к философским и нравственным основаниям буддийского учения. Показан творческий путь художника от реализма к знаковой символике традиционного искусства и беспредметной композиции.

https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2020.04.005
Читать полную версию

Благодарности

Статья подготовлена в рамках Приоритетного направления Программы фундаментальных исследований государственных академий наук на 2013–2020 гг. XII.186. «Комплексное исследование этногенеза, этнокультурного облика народов, современных этнических процессов, историко-культурного взаимодействия в России и мире».

Библиографические ссылки

  1. Батырева К.П. Время и пространство в живописи Г.О. Рокчинского: к вопросу о хронотопе // Пальмовский вестник: сборник статей в 2-х частях. Вып. 4, часть 1. Элиста: Национальный музей Республики Калмыкия им. Н.Н. Пальмова, 2019. С. 61–68.
  2. Батырева С.Г. Изобразительное искусство Калмыкии XX в. (1957–2000). Монография. Элиста: КИГИ РАН, 2014. 226 с.
  3. Батырева С.Г. Образная память предков. Элиста: ЗАОр «НПП «Джангар», 2013. 288 с.: ил.
  4. Выставка произведений художников автономных республик РСФСР. М.: Художник РСФСР. 1971. 234 с.
  5. Гачев Г.Д. Неминуемое. Ускоренное развитие литературы. М.: Художественная литература. 1989. 431 с.
  6. Кичиков А.Ш. Образная память народа как знак культуры // Живопись как знак культуры: о творческом наследии народного художника России Г. Рокчинского. Элиста: АПП «Джангар», 2004. С. 208–210.
  7. Мелетинский Е.М. Время мифическое // Мифы народов мира: В 2 т. / Гл. ред. С.А. Токарев. М.: Советская энциклопедия, 1980. С. 252–253.
  8. Червонная С.М. Живопись автономных республик РСФСР (1917–1977). М.: Искусство, 1978. 208 с.