Выпуск № 4 (15) 2019 журнала «Искусство Евразии» посвящен буддийскому искусству. Российский ученый, сын академика Н.К. Рериха, один из ведущих востоковедов мира Юрий Николаевич Рерих в кратком очерке «Буддизм и культурное единство Азии» точно отметил: «…Общечеловеческая направленность буддизма, подкрепленная высокой философией, на протяжении столетий вдохновляла философию, искусство и литературу стран Азии. Далекий от реакционности, буддизм, благодаря своему влиянию, повсеместно воспитывал новый тип творчества и поставил народы Азии лицом к лицу с наилучшими произведениями индийского разума». Это подтверждается теми коллекциями из Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Улан-Удэ, Элисты и т. д., о которых рассказывают наши авторы.
В рубрике «Форум» мы представляем перевод очерка по буддийскому искусству нашего постоянного автора, доктора О.Ч. Ханды. Его коллега П. Гупта представил интересный взгляд на буддийскую икону танка как на источник исторических, экологических, религиоведческих и художественных знаний. Здесь же опубликованы исследования изображений Намсарая, колеса учения в буддийском искусстве, образно-знаковой системы калмыцкого костюма, творчества С.-Ц. Цыбикова, Максима Гомбоева, Владимира Васькина. Представлен анализ шедевров китайской бронзовой скульптуры начала XV века из коллекции Государственного Эрмитажа и даров Пандито Хамбо-лам из собрания Кунсткамеры.
Сокровища Национального музея Республики Бурятия, Национального музея Усть-Ордынского Бурятского округа, Иволгинского дацана, буддийские коллекции Урала представлены в рубрике «По запасникам и экспозициям музеев и картинных галерей».
Традициям изображения ступ в живописи танка посвятил свое исследование лама Ганхуугийн Пурэвбат, опубликованное в рубрике «Философия и теория искусства». Здесь же читайте теоретический очерк об анималистическом жанре в искусстве.
В рубрике «Евразийское наследие» читайте труды о хакасском искусстве — орнаменте национальной в вышивке и о творчестве мастера резьбы по дереву Николае Ачитаеве.
«Искусство XX—XXI веков» представлено на этот раз именами бурятского художника Даши-Нимы Дугарова, живописца и скульптора Бато Дашицыренова, художников Бориса Ряузова, Геннадия Райшева, Семена Чуйкова.
В разделе «Словарь буддийской иконографии Локеша Чандры» рассказывается об особенностях изображения божества Ракши.
Обзоры юбилейных персональных выставок Зураба Церетели за рубежом, а также экспозиции «Гунны. Империя степей» читайте в рубрике «Вернисаж».
«Вестник Академии» — это всегда развернутый рассказ о том, какие выставочные проекты состоялись в стенах Российской академии художеств.