Аннотация
В настоящей статье рассматривается проблема изучения музейной коллекции буддийского изобразительного искусства Калмыкии, а также сохранения художественного наследия в условиях глобализации культур. Автор ставит цель создать научно обоснованные информационные ресурсы на базе исследования музейных коллекций и экспонатов. Информация составляет суть музейного дела, в основе которого лежит научно-исследовательская деятельность, объединяющая сферы комплектования, учета и хранения фондов, с одной стороны, с другой – коммуникативная, связанная с экспозиционно-выставочной деятельностью. Исходными в работе музея являются не только сохраняемый фонд, но и сведения об экспонатах, собираемые в процессе комплектования фонда и создания каталога музейного собрания, состоящего из коллекций. Основываясь на богатой традиции описания и каталогизации предметов искусства, а также применяя современные технологии и искусствоведческие методы, стало возможным подготовить и издать научный каталог коллекций основного фонда Музея традиционной культуры имени Зая-пандиты Калмыцкого научного центра РАН.
Благодарности
Статья написана при поддержке гранта РФФИ № 19-512-44002 / 19 «Народное декоративно-прикладное искусство ойратов Монголии и калмыков России: общее и особенное в сравнительно-сопоставительном анализе».
Библиографические ссылки
- образов будды Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры). Исследование коллекции № 5942. / Авт.-сост. Е.В. Иванова, А.Ф. Дубровин, отв. ред. И.А. Алимов. – СПб.: МАЭ РАН, 2014. – 338 с.: ил.
- Батырева С.Г. Буддийская коллекция музейного собрания КалмНЦ РАН: изучение и составление каталога (2014–2016): Монография [Текст]. – Элиста: КалмНЦ РАН, 2016. – 160 с.
- Батырева С.Г. Из опыта создания Музея калмыцкой традиционной культуры имени Зая-пандиты КИГИ РАН // Альманах-2002. Музеи Российской академии наук. – М., 2004. – С.165-172.
- Батырева С.Г. Искусство Калмыкии ХVIII – ХХ вв. Каталог. Калмыцкая гос. картинная галерея. – Элиста: Кавказская здравница, 1984. – 32 с.: ил.
- Батырева С.Г. Старокалмыцкое искусство XVII – начала XX вв. Опыт историко-культурной реконструкции. – М.: Наука, 2005. – 141 с.: ил.
- Батырева С.Г. Старокалмыцкое искусство. Альбом. – Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1991. – 127 c.: 102 ил.
- Батырева С.Г. Традиционное изобразительное искусство Калмыкии XIX – нач. XX вв. Опыт историко-культурной реконструкции. – Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. – 428 c.
- Грюнведель А. Обзор собрания предметов ламайского культа князя Э.Э. Ухтомского. – СПб.: Biblioteca Buddhica, VI. Ч. 1, 2, 1905. – 138 c.: ил.
- Гумилев Л.Н. Старобурятская живопись. Исторические сюжеты в иконографии Агинского дацана. – М.: Искусство, 1975. – 54 с.
- Гумилев Л.Н., Кузнецов Б.И. Опыт разбора тибетской иконографии // Декоративное искусство СССР. – 1972. – № 5. – С. 26 -31.
- Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М.: Искусство, 1972. 320 с.
- Жуковская Н.Л. Категории и символика традиционной культуры монголов / Отв. ред. А.П. Деревянко; АН СССР; Институт этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. – М.: Наука, Гл. ред. вост. литературы, 1988. – 196 с.
- Ковалев И.Г. Калмыцкий народный орнамент. – Элиста: Калм. кн. изд., 1970. – 148 с.
- Кочешков Н.В. Декоративное искусство монголоязычных народов ХIХ – середины ХХ вв. / Отв. ред. С.В. Иванов. – М.: Наука, 1979. – 206 с.
- Кочешков Н.В. Этнические традиции в искусстве монголоязычных народов МНР и СССР (ХIХ – 70 гг. ХХ вв.). Автореферат на соискание ученой степени доктора исторических наук. – М., 1980. – 48 с.
- Обитель милосердия. Искусство тибетского буддизма: каталог выставки / Государственный Эрмитаж. – СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2015. – 512 с.: ил.
- Пальмов Н.Н. Несколько слов по вопросу о культурно-художественных влияниях, каким мог подвергаться калмыцкий народ в продолжении своей исторической жизни // К открытию областного Калмыцкого историко-этнографического музея. – Астрахань, 1921. – С. 6-14.
- Пюрвеев Д.Б. Культовое зодчество калмыков в ХVII – ХIХ вв. // Вопросы истории ламаизма в Калмыкии. – Элиста: КНИИФЭ, 1987. – C. 24-39.
- Сычев Д.В. Заметки о калмыцком орнаменте // О калмыцком прикладном искусстве. – Волгоград, 1967. – С. 36-52.
- Сычев Д.В. Хальмг улсин эрдм. Альбом. – Элиста: Калмиздат, Министерство культуры КАССР, Респ. краев. музей, 1970. – 112 с.: ил.
- Терентьев А.А. К вопросу о каталогизации ламаистских коллекций в музеях СССР // Музеи в атеистической пропаганде: Сб. трудов ГМИРиА. – Л.: Государственный музей истории религии и атеизма, 1978. – С. 109-119.
- Терентьев А.А. Опыт унификации музейного описания буддийских изображений в критике буддизма // Использование музейных коллекций в критике буддизма / Сборник научных трудов. – Л.: Государственный музей истории религии и атеизма, 1981. – С. 6-120.
- Топоров В.Н. Заметки о буддийском изобразительном искусстве в связи с вопросом о семиотике космологических представлений // Труды по знаковым системам. II. (Ученые записки Тартусского государственного университета, вып.181). – Тарту, 1965. – С.221-230.
- Топоров В.Н. К реконструкции некоторых мифологических представлений // Народы Азии и Африки. – 1964. – № 3. – С. 101-110.
- Топоров В.Н. Мандала. Модель мира. Пространство // Мифы народов мира. Т.II / Гл. ред. С.А. Токарев. – М.: Советская энциклопедия, 1992. – С. 100-102.
- Трошин И.И. Очерки изобразительного искусства Калмыкии. – Волгоград: Волгоградская правда, 1970. – 121 с.
- Getty A. The gods of Nothern Buddhism, Their history, iconografy and progressive evolution trough the northern buddhist countries. Oxford: Clarendon Press. 1928. 376 p.
- Gordon A. The iconography of Tibetan Lamaism. Tokio: Rutland. Vt. C.E. Tuttle Co., 1959. – 131 p., 88 plates.
- Pott P.H. Introduction to the Tibetan collection of the national museum of etnology. Leiden, E.J.Brill, 1951.
- Roerich G.Tibetan paintings. Paris: Paul Geuthner, 1925.– 95 p., 12 frontis, 17 plates.
- Tucci G. Tibetan painted scroll. Roma: La libreria Dello Stato. First ed. Vol. 1–3. 1949.798 p.