Войлок в традиционном быту калмыков, художественная обработка
№ 3 (6) 2017 "Искусство Евразии", научный журнал об искусстве.
PDF
PDF

Ключевые слова

калмыки, культура, музеи России, коллекции, искусство номадов, войлок, культурное наследие, традиция,

Как цитировать

Батырева С. Г. Войлок в традиционном быту калмыков, художественная обработка // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2017. № 3 (6). С. 8-15. URL: https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2017.03.001.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Отправить материал

Текущий выпуск

Аннотация

Объектом исследования являются войлочные изделия в музеях России, где традиционная культура монголоязычных номадов представлена предметами хозяйства и быта. Изучая культурное наследие Калмыкии, автор обращается к музейным собраниям России. Коллекции требуют комплексного изучения, сочетающего в музееведческом направлении методы искусствознания, истории, этнокультурологии. Актуальным аспектом исследования является рассмотрение этнических традиций художественной обработки войлочных изделий. Произведения декоративно-прикладного искусства монгольских народов представлены в музейных собраниях России: Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамеры), Российского этнографического музея, Музея имени Зая-пандиты Калмыцкого научного центра РАН и Национального музея Республики Калмыкия имени Н.Н. Пальмова. 

https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2017.03.001

Библиографические ссылки

  1. Батырева С.Г. Народное декоративно-прикладное искусство калмыков XIX – начала XX вв. – Элиста: АОр «НПП «Джангар», 2006. – 160 с.
  2. Батырева С.Г. Войлок в калмыцком быту, художественная обработка // Искусство войлока в тюркском мире: история и современность. Материалы Междунар. симпозиума «Искусство войлока в тюркском мире: история и современность» (Казань, 29-30 января 2009 года) / Авт.-сост. Р.Р. Султанова. – Казань: Изд-во «Заман», 2013. – С. 99-103.
  3. Батырева С.Г., Батырева К.П., Манхадыкова Е.Н. Музей калмыцкой традиционной культуры имени Зая-пандиты. Путеводитель / ФГБУН Калмыцкий институт гуманитарных исследований Российской академии наук. – Элиста, 2016. – 108 с. [Режим доступа]http://elibrary.ru/item.asp?id=27024938.
  4. Житецкий И.А. Астраханские калмыки. Наблюдения и заметки. – Астрахань, 1892. Вып. V. – 214 c.
  5. Иванов С.В. Ульчские ковры 20-х годов. К проблеме художественного наследия // Полевые исследования института этнографии имени Н.Н. Миклухо-Маклая. 1975. – М.: Наука, 1977. – С. 374-375.
  6. Лыткин Г.С. Калмыцкие записки. История калмыцкого народа. – Автогр., (1859), ч.II. Архив востоковедов Института восточных рукописей РАН.– Ф. 44, оп. 1, ед.хр.215. – 173 л. (347 с.).
  7. Миллер А.А. Материалы по калмыцкой этнографии. Рукопись, зарисовки, фотографии (1906-1907). Секция рукописей Государственного музея этнографии. – Ф.1, оп.2, д.403. – 29 л.
  8. Потапов Л.П. Очерки по истории алтайцев. – Москва-Ленинград. – 1953. – 442 с., ил.
  9. Потанин Г.Н. Очерки Северо-Западной Монголии. Вып.2. – Спб., 1881.– 181 с.
  10. Путешествие в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. Предисловие и комментарии Н.П. Шастиной. – М.: Географгиз, 1957. – 270 с.
  11. Сычев Д.В. Хальмг улсин эрдм. Альбом. – Элиста: Министерство культуры Калмыцкой АССР, 1970. – 112 с., ил.