Аннотация
Статья посвящена сравнительному анализу буддийской живописи Западной Монголии и Калмыкии. Объектом исследования является традиционное изобразительное искусство, целью – выявление и характеристика локальных особенностей иконографии буддизма. Рассматривая образцы живописи, связанные с культом Природы, в интерпретации канона автор выявляет общее и особенное композиции и колорита, пропорций и атрибутики образов искусства регионов. В живописном воплощении иконографического канона фиксируются его локальные вариации, обусловленные конкретными условиями бытия. Последние значительно различаются, например, в воспроизведении этнического типа и условного пейзажа в элементах образного решения канонического сюжета. Искусство, общее в истоках происхождения, иллюстрирует вариативное многообразие воплощения изобразительного канона буддизма, нередко сопровождаемое отходом от его условностей. Это дает реальную возможность на полевом материале охарактеризовать в междисциплинарном сравнительном аспекте изучения локальную школу иконописания.
Библиографические ссылки
- Батчулун С. К иконографии образа Белого Старца – божества монголо-этнического ареала // Живопись как знак культуры. – Элиста: АПП «Джангар», 2004. – С. 184-193.
- Батырева С.Г. Искусство Калмыкии ХVIII-ХХ вв. Каталог выставки. – Элиста: Кавказская здравница. Калмыцкая государственная картинная галерея, 1984. – 32 с., ил.
- Батырева С.Г. Старокалмыцкое искусство XVIII – начала XX вв. Опыт историко-культурной реконструкции. – М.: Наука, 2005. – 141 с., ил.
- Батырева С.Г. Образ Природы в иконографии буддизма: на материале коллекции КИГИ РАН // Буддизм в диалоге культур Востока и Запада: прошлое, настоящее и будущее. (Материалы Международного форума. Правительство Республики Калмыкия; Центральный хурул Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни»; Калмыцкий государственный университет; Калмыцкий институт гуманитарных исследований РАН; Институт востоковедения РАН; Фонд содействия сохранению культурных и философских традиций тибетского буддизма «Сохраним Тибет»; Национальный музей Республики Калмыкия). – Элиста, 2016. – С. 111-116.
- Виноградова Н.В. Китайская пейзажная живопись. – М.: Изобразительное искусство, 1972. – 160 с., ил.
- Душан У. Обычаи и обряды дореволюционной Калмыкии // Этнографический сборник № 1. – Элиста, 1976. – С. 5-88.
- Музей традиционной культуры в системе науки и образования. Калмыцкий институт гуманитарных исследований РАН. – Элиста: ЗАОр «НПП «Джангар», 2007. – 184 с., ил.
- Огнева Е.Д. Структура тибетской иконы // Проблемы канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. – М.: Наука, 1973. – С. 103-112.
- ПМА 2007. Полевые материалы автора. Западная Монголия, 2007.