«Искусство Евразии» — международный рецензируемый научный журнал открытого доступа, посвященный вопросам теории и истории изобразительного и декоративно-прикладного искусства, дизайна и архитектуры.
Научная специальность в номенклатуре ВАК 2021 г.:
- 5.10.1 Теория и история культуры и искусства
Редакционная коллегия журнала стремится, с одной стороны, публиковать углубленные исследования художественных процессов в их исторической ретроспективе, с другой стороны, знакомить читателей с современными актуальными проблемами изобразительного искусства, дизайна и архитектуры. Публикуемые материалы имеют как локальный (исследование художественных произведений и тенденций отдельных стран), так и компаративистский (сравнительное изучение аналогий и связей разных евразийских культур) характер. Особое значение придается кросс-культурным исследованиям, в центре внимания которых стоит сравнение русского искусства с евразийским и мировым культурным наследием в широком хронологическом диапазоне. В научных исследованиях приветствуется поликультурный подход, позволяющий представить искусство Евразии как сложный процесс взаимодействия всех типов локальных школ и направлений развития изобразительного искусства, одновременно способствующий выявлению их специфики.
Темы выпусков в 2024 г.
- Декоративно-прикладное искусство Урала
- Региональные художественные традиции
- Искусство Сахалина и Курильских островов
- К 100-летию Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля
Темы выпусков в 2025 г.
- Мифологические измерения современного искусства
- К 80-летию Победы в Великой Отечественной войне
Прием статей ежегодно: до 15 февраля (в 1-й номер), до 15 мая (во 2-й номер), до 15 августа (в 3-й номер) и до 15 ноября (в 4-й номер). Формирование тематических рубрик в номерах осуществляется исходя из количества прошедших рецензирование статей. Возможна пролонгация тематик на несколько номеров журнала. К рассмотрению принимаются статьи, оформленные в соответствии с правилами журнала, которые представлены на сайте.
Структура журнала: разделы
Раздел «Евразийское наследие» посвящен истокам — архаическому искусству Евразии, а также декоративно-прикладному и народному искусству. В центре внимания исследований — образы, мотивы, ценности, отраженные в произведениях различных эпох и культур и объединенные евразийским мировоззрением.
В разделе «Форум» публикуются материалы, обращенные к освещению темы, заранее предложенной редколлегией журнала. Список тем размещается в начале календарного года на сайте журнала.
Искусствоведческие статьи о творчестве современных художников, художественных объединений, течениях в искусстве группируются в разделе «Искусство XX–XXI веков».
Одна из важных задач журнала — показать художественные сокровища музеев, и прежде всего — нераскрытое до сих пор богатство региональных собраний. Раздел «По запасникам и экспозициям музеев и картинных галерей» включает аналитические обзоры и научные статьи о коллекциях музеев и об отдельных их произведениях.
Актуальным идеям и концепциям, вопросам теоретического осмысления произведений изобразительного искусства и архитектуры посвящен раздел «Философия и теория искусства». В этом разделе может быть использована эссеистская форма изложения.
Все исследования, публикуемые в разделе «Теория и философия культуры», должны быть выполнены на материале изобразительного искусства как важнейшей части культуры (и сопровождаться соответствующими примерами) и посвящены следующим вопросам:
- анализ культуры разных эпох (культура античности, средневековая культура, культура Возрождения, культура классицизма, культура Просвещения, культура романтизма и т. д.),
- мировоззренческие и ментальные аспекты теории культуры,
- историческая преемственность в сохранении и трансляции культурных ценностей и смыслов,
- синтез искусств и синестезия как культурологические проблемы,
- культура и этнос; культура и нация; этническая и национальная культура,
- миф в системе культуры.
Важную роль в освещении выставочной жизни регионов играет раздел «Вернисаж». Здесь размещаются аналитические обзоры выставок и арт-проектов, специализированных конкурсов и форумов.
В разделе «Словарь буддийской иконографии Локеша Чандры» публикуются отдельные статьи фундаментального труда в 15 томах выдающегося индийского ученого, академика Л. Чандры. Словарь объединил материал двадцати веков из всех стран и регионов, охваченных буддийским влиянием. На страницах этого труда описано и проиллюстрировано 12 000 основных и второстепенных божеств, их основные символы, детали, атрибуты, варианты изображений. Материалы словаря используются для атрибуции и интерпретации памятников буддийского искусства во всем мире. Перевод и публикация статей на русском языке осуществляется по разрешению автора.