Народное декоративно-прикладное искусство ойратов Монголии: к постановке проблемы изучения
Выпуск № 3 (22) 2021 журнала "Искусство Евразии"
HTML
PDF
HTML
PDF

Ключевые слова

культурное наследие, ойраты Монголии, калмыки России, художественные традиции, тамга, народный костюм,

Как цитировать

Батырева С. Г. Народное декоративно-прикладное искусство ойратов Монголии: к постановке проблемы изучения // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2021. № 3 (22). С. 78-89. URL: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2021.03.007.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Текущий выпуск

Отправить материал

Аннотация

Народное декоративно-прикладное творчество ойратов Монголии выражает этническую ментальность в системе культуры как своеобразную, во многом уникальную форму осмысления мира. Оно формирует традиционное мироощущение номадов, претворяемое в декоративном оформлении произведений прикладного творчества. Здесь фиксируются общее и этнические особенности народной эстетики, образного мировидения монгольских народов. В анализе орнаментального декора предметной среды важно исходить из знаковой сути культурного наследия номадов, концентрируемого в тамговом комплексе, народном костюме и орнаментике. В художественной форме пластического фольклора, передаваемого из поколения в поколение, сохраняются древние архетипы мышления предков, проецируемые во взаимосвязях духовного и материального бытия номадов. Выявление их дает возможность осмыслить декоративно-прикладное искусство ойратов Монголии в традициях, основополагающих для изучения пластического фольклора калмыков России.

https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2021.03.007
Читать полную версию

Библиографические ссылки

  1. Батсайхан Ц.-О., Бесчастнов Н.П. Монгольские ковры: история, теория и методы проектирования. М.: Моск. гос. ун-т дизайна и технологии, 2016. 231 с.
  2. Батырева К.П., Батырева С.Г. Народный костюм ойратов Монголии и калмыков России в призме историко-культурного анализа традиций декора // Вестник Калмыцкого университета. 2021. № 2. С. 16–23.
  3. Батырева К.П., Бембеев Е.В. Калмыцкий женский головной убор как символ этнической идентичности // Вестник Бурятского государственного университета. 2020. № 3. С. 79–87.
  4. Батырева С.Г. Орнаментальный декор войлока в пространстве этнического мировидения (по материалам музейных коллекций Калмыкии) // Oriental Studies. 2018. № 6. С. 23–29. DOI 10.22162/2619-0990-2018-40-6-23-29.
  5. Батырева С.Г., Гантулга Д. Цвет и пространство в традиционной культуре ойратов Монголии и калмыков России // Secreta Artis. 2021. № 2. С. 86–95. DOI: 10.51236/2618-7140-2021-4-2-86-95.
  6. Батырева С.Г. Калмыцкое изобразительное искусство XIX – начала XX в. Опыт историко-культурной реконструкции. Автореферат дисс. … докт. искусствоведения. Москва: S. n., 2011. 45 с.
  7. Батырева С.Г. Меандр «зег» в декоре войлока как отображение мировидения калмыков и ойратов Монголии // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2019. № 36. С. 210–221. DOI: 10.17223/22220836/36/20.
  8. Батырева С.Г. Народное декоративно-прикладное искусство калмыков XIX – начала ХХ в. Элиста: АОр “НПП “Джангар”, 2006. 160 с.: ил.
  9. Батырева С.Г. Народное прикладное искусство в экспозиции Музея традиционной культуры имени Зая-пандиты Калмыцкого научного центра РАН // Великая степь: исторические исследования. 2020. № 2. С. 169–178.
  10. Бурятский бытовой орнамент [Коллекция рукопис. фонда Ин-та обществ. наук] / Рукопис. отд. БФ СО АН СССР. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1974. 61 с.
  11. Вяткина К.В. Общие черты материальной и духовной культуры западных монголов, бурят и южных алтайцев // Труды VII Международного конгресса антропологических и этнографических наук. М.: Наука, 1964. С. 352–368.
  12. Гантулга Д. Монгольский традиционный орнамент: мотивы типа арга // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2019. № 2 (13). С. 42–51. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.02.004. URL: https://eurasia-art.ru/index.php/art/article/view/299.
  13. Гантулга Д., Батырева С.Г. Основные принципы смысловыражения в декоративно-прикладном искусстве древней Монголии // Наследие веков. 2020. № 4. С. 53–63.
  14. Гедеева Д. Б. О видах калмыцких родовых тамг // Великая степь: исторические исследования. 2020. № 2. С. 70?77.
  15. Иванов С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник (по материалам XIX – начала XX в.) / Народы Севера и Дальнего Востока. Труды института этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. Новая серия. Том 81. Москва – Ленинград. Издательство АН СССР, 1963. 500 с.
  16. Искусство Сибири и Монголии XX – начала XXI в.: очерки истории и теории. Монография / Под ред. М.Ю. Шишина, С.М. Белокуровой, Д. Уранчимэг, Е.В. Макаровой. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2018. 321 с.
  17. Кассирер Э. Философия символических форм. Т. 2. Мифологическое мышление / Пер. с нем. С.А. Ромашко. М. – СПб.: Университетская книга, 2002. 279 с.
  18. Кочешков Н.В. Декоративное искусство монголоязычных народов ХIХ – середины ХХ в. / Отв. ред. С.В. Иванов. М.: Наука, 1979. 206 с.
  19. Майдар Д. Памятники истории и культуры Монголии / Отв. ред. А.П. Окладников. М.: Мысль, 1981. 174 с.
  20. Ринчен Б. Из нашего культурного наследия. Улан-Батор, 1958. 172 с.
  21. Сычев Д. В. Хальмг улсин эрдм = Калмыцкое народное искусство. Альбом. Элиста: Министерство культуры Калмыцкой АССР, 1971. 111 с.
  22. Трансграничная культура: очерки сравнительно-сопоставительного исследования традиций западных монголов и калмыков. Монография / Э.П. Бакаева, К.В. Орлова, Д.Н. Музраева, Т.И. Шараева, Н.В. Балинова, И.А. Хомякова, С.В. Мирзаева. Элиста: КалмНЦ РАН, 2016. 456 с.
  23. Учение «арга билиг» как ось монгольской культуры: монография / под общ. ред. М.Ю. Шишина. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2013. 181 с.
  24. Амгалан М. Баруун монголчуудын эдийн соелын дурсгалт зуйлс [[Памятники материальной культу-ры западных монголов]. Улаанбаатар: Монсудар, 2000. 212 с.
  25. Баасанхуу А. Монгол Алтайн бус нутгийн ард тумний эдийн соел [Материальная культура народа Монгольского Алтая]. Улаанбаатар: Монгол Алтай Судлалын Хурээлэн, 2006. 228 с. Зургаа. Эсгий эдлэл. VI felt goods.
  26. Баатархуу Б., Одсурэн Д. Монгол гэр. Тайлбар толь. Encyklopedia of ger [Монгольская юрта. Толковый словарь]. Улаанбаатар: Адмон Принт, 2015. 282 с.
  27. Батчулуун Л. Монгол эсгий ширмэлийн урлаг [Монгольское войлочное искусство]. Улаанбаатар хот: Интерпресс, 1999. 499 с.
  28. Баярмаа Ч. Монгол ардын хээ угалз: Олзий хээ угалз [Монгольские народные узоры: символические орнаменты благополучия]. Улаанбаатар, 2010. 96 х.
  29. Гантулга Д. Монголчууд улэмж ертонцийн орон зайд [Монголы в огромном мире]. Улаанбаатар, 2017. 172 х.
  30. Пурэвдорж Г. Ойрад Монголчуудын малын им тамга. Улаанбаатар: «Экимто» ХХК, 2008. 88 х.
  31. Пэрлээ Х. Монгол тумний гарлыг тамгаар хайж судлах нь. Бутээлийн чуулган. II [боть] / Редакцийн зовлол: Т. Дорж, Д. Цэвээндорж, Ж. Саруулбуян, С. Чулуун, А. Очир, Б. Цогтбаатар, Ч. Амартувшин, Т. Оюун; Ботийн эрхлэгч, доктор, профессор А. Очир; Эмхэтгэж, хэвлэлд бэлтгэсэн: Б. Бадма-Оюу, Р. Монхтулга, Б. Батдалай. Улаанбаатар: «БЭМБИ САН» хэвлэлийн газарт хэвлэв, 2012 он. 370 х.
  32. Цултэм Н.-О. Монголын уран зургийн хогжиж ирсэн тойм (Происхождение монгольского искусства). Улаанбаатар, 1988. 16 х.
  33. Эрдэнэцэцэг Ш. Баядын хуримлах ёсон. Улаанбаатар: Бемби сан, 2005. 189 х.
  34. Batsukh Bold. Mongolian national ornament. Beijing, 2008. 273 p.