https://eurasia-art.ru/art/issue/feedИскусство Евразии2023-12-29T19:42:08+03:00Елена Владимировна Макароваpublish@eurasia-art.ruOpen Journal Systems<p>Научный журнал «Искусство Евразии» – специализированное отраслевое сетевое периодическое издание по вопросам теории и истории изобразительного и декоративно-прикладного искусства, дизайна и архитектуры.</p> <p>Журнал учрежден при участии Российской академии художеств.</p>https://eurasia-art.ru/art/article/view/1066От редактора2023-12-28T02:27:03+03:00<p>Выпуск № 4 (31) 2023 журнала «Искусство Евразии» посвящен иконописи. Мы присутствуем при масштабном возрождении этого вида искусства в нашей стране. Практически на всех крупных выставках в настоящее время организованы разделы современного церковного искусства. Наряду с традиционной темперной живописью здесь применяются и другие техники, дающие возможность художникам добиться высокой художественной выразительности и духовной наполненности. Однако рост числа иконописцев и новых украшенных храмов обнажает и проблему качества новых икон. В иконописи важны не только мастерство художника, знание канона, но и глубокое погружение в традицию, понимание того, что икона и молитвенный опыт связаны между собой. В целом же, мы полагаем, что необходимо сохранить живую связь с традицией иконописания, и поэтому в рубрике «Форум» есть статьи, которые раскрывают особенности иконографии, региональную специфику иконописных объединений в Сибири и Тобольской губернии, представляют богатые собрания икон в музеях Рязани и Югры.</p>2023-12-29T00:00:00+03:00Copyright (c) 2023 https://eurasia-art.ru/art/article/view/1047Мир графики Дагдангийна Амгалана2023-10-31T12:07:11+03:00Бямбажавын Сарантуяаzaa_saraa@yahoo.com<p>В статье рассматриваются графические произведения выдающегося монгольского художника Дагдангийна Амгалана (1933–2009). Впервые в научной литературе ставится вопрос об особом значении графики в его творчестве и анализируются основные произведения, относящиеся к данному виду искусства. Основное внимание уделено трем выполненным им сериям линогравюр — «Социалистический Улан-Батор» (1961), «Утро моей родины» (1962) и «Рождение человека» (1966). В качестве основной исследовательской задачи поставлены вопросы о том, каким образом выстраиваются связи между отдельными графическими листами внутри каждой серии и какими выразительными средствами пользовался художник. Делается вывод об эволюции на протяжении 1960-х годов изобразительной стилистики и художественных приемов организации рассказа, использованных Амгаланом. В статье показано, что графика служила для него в качестве области художественного эксперимента, где формировались стилистические решения, впоследствии применявшиеся в других видах искусства.</p>2023-12-29T00:00:00+03:00Copyright (c) 2023 Бямбажавын Сарантуяаhttps://eurasia-art.ru/art/article/view/1045Творчество Дагдангийна Амгалана: особенности стилевого развития и художественного содержания2023-10-25T12:18:05+03:00Доржсурэн Уранчимэгuranchimeg_fineart@yahoo.comЕвгений Валерьевич Яйленкоeiailenko@rambler.ru<p>В статье рассматривается творчество выдающегося монгольского художника XX века Дагдангийна Амгалана. До сих пор оно еще мало изучено и к тому же недостаточно известно в России, хотя роль Амгалана в развитии изобразительного искусства Монголии представляется исключительно важной. Основная задача данной статьи состоит в создании научно-методологической основы для систематизации обширного фактического и историко-художественного материала, впервые в таком объеме публикуемого в отечественной научной периодике. Впервые прослеживается творческая эволюция монгольского художника, обозначаются и характеризуются ее отдельные этапы, раскрывается стилистическое и идейно-содержательное своеобразие каждого из них. Отдельно рассматриваются вопросы о том, какую роль сыграло творчество Амгалана в распространении в монгольском искусстве «сурового стиля» и как изменились на местной почве его заимствованные формальные и тематические принципы. Также показано, что Амгалан стоял у истоков возрождения национальной традиции в художественной школе Монгольской Народной Республики, причем в качестве основного достижения в данной области рассматривается оформление Дворца бракосочетания в Улан-Баторе, выполненное по его проектам. Однако, в то же самое время, будучи необычайно разносторонним художником, во второй половине 1970-х годов Амгалан выполнил ряд картин, в которых получили отражение идеи модернизма.</p>2023-12-29T00:00:00+03:00Copyright (c) 2023 Доржсурэн Уранчимэг, Евгений Валерьевич Яйленкоhttps://eurasia-art.ru/art/article/view/1062Композиция и художественное пространство в творчестве Д. Амгалана2023-12-22T13:52:49+03:00Михаил Юрьевич Шишинshishinm@gmail.com<p>Статья посвящена творчеству одного из ведущих монгольских художников XX – начала XXI века Дагдангийна Амгалана, получившего образование сначала в Монголии, а затем в России и многое сделавшего для формирования системы художественного образования в родной стране. Обоснована актуальность становления нового этапа в изучении наследия художника с более углубленным исследованием его творчества. С опорой на концептуальные разработки в области художественного пространства и композиции в живописи и графике проведен искусствоведческо-семантический анализ ряда картин Д. Амгалана («Весна», «Мачеха», «Демонстрация», «Мечта»); выявлены особенности и типы применяемых им композиционных решений и специфика художественного пространства. Отмечается, что на протяжении всей творческой жизни шло усложнение и совершенствование композиции в произведениях художника.</p>2023-12-29T00:00:00+03:00Copyright (c) 2023 Михаил Юрьевич Шишинhttps://eurasia-art.ru/art/article/view/1063«Цветущий» мир Зураба Церетели: особенности создания образа2023-12-25T13:00:33+03:00Софья Михайловна Белокуроваbelle.sonet312@gmail.com<p>В начале 2024 года исполняется 90 лет президенту Российской академии художеств — Зурабу Константиновичу Церетели. В статье представлен искусствоведческий анализ выставки его работ «Живопись монументалиста», которая состоялась в Государственном художественном музее Алтайского края в июле – августе 2023 года. Автор делает акцент на основах формирования творческого почерка художника, его мировоззрения и делает предварительный вывод о том, что живопись с точки зрения содержательности, мастерства и трансляции ценностных категорий является наиболее значимым видом художественного творчества для З.К. Церетели. Анализ выставки, композиции отдельных произведений и образов позволяет выявить основную тематическую категорию, на которой строится большинство работ художника: ценность земной жизни человека. Кроме того, автором установлены основные методы создания комического, которые использует художник. Определена культурная парадигма, в которой творчество З.К. Церетели занимает свою нишу.</p>2023-12-29T00:00:00+03:00Copyright (c) 2023 Софья Михайловна Белокуроваhttps://eurasia-art.ru/art/article/view/1061Творчество живописца М.Н. Руднева в контексте влияния педагога А.П. Левитина2023-12-22T09:51:27+03:00<p>Статья раскрывает некоторые аспекты педагогической деятельности, сложившиеся в творческой мастерской живописи Регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств в г. Красноярске под руководством академика АХ СССР А.П. Левитина. Кратко представлены основные этапы жизненного и творческого пути художника и педагога, выявлены особенности педагогического метода, и прослеживается, как они способствовали формированию молодых художников. В качестве примера рассматривается творчество Максима Николаевича Руднева, которое еще не получило основательного искусствоведческого описания и анализа. В статье представлен путь становления художника, выделены основные темы произведений. На основе сравнительного анализа ряда работ А.П. Левитина и М.Н. Руднева показана их принадлежность к реалистическому направлению в живописи, стремление с максимальной полнотой раскрыть психологический мир героев в портретах и сюжетных картинах. В искусстве Руднева отмечено тяготение к обобщению в пластическом решении произведения, а также к символичности в идейно-сюжетном плане.</p>2023-12-29T00:00:00+03:00Copyright (c) 2023 Татьяна Валерьевна Иккертhttps://eurasia-art.ru/art/article/view/1056У Гуаньчжун: путь становления мастера2023-12-10T08:58:11+03:00Лю Тяньцюаньandrelyu@icloud.com<p>Статья посвящена личности и творчеству У Гуаньчжуна, выдающегося китайского художника XX столетия, во многом определившего пути развития современной живописи Китая. В центре внимания — первый, ранний этап творческой биографии (1919–1949) мастера, который до настоящего времени еще не входил в область научных интересов российских исследователей и носит обзорный характер в публикациях зарубежных искусствоведов. На основе переводов, изучения и систематизации разрозненной информации в статье реконструированы годы становления У Гуаньчжуна в профессии, проанализированы и осмыслены вехи обучения художника, его эстетико-мировоззренческие установки. Введение в научный оборот данных иноязычных работ (не переведенных на русский язык), в том числе материалов интервью и автобиографии китайского живописца, вписанных в историко-культурологический контекст эпохи, существенно расширяют представления о раннем периоде творчества У Гуаньчжуна, роли художника в развитии китайской живописи, помогают глубже осмыслить природу личности и художественную стратегию мастера, воплощенную им в работах начиная с 1970-х годов.</p>2023-12-29T00:00:00+03:00Copyright (c) 2023 Лю Тяньцюаньhttps://eurasia-art.ru/art/article/view/1060Акварель в петербургской академической школе детской книжной графики 1980–1990-х годов: из фондов Института имени И.Е. Репина2023-12-18T12:09:59+03:00Шэн Кэжэньshen.j@yandex.ru<p>В петербургской академической школе акварель принято считать живописным материалом, хотя традиционно ее относят и к графической технике. Акварелью работают преимущественно студенты графического факультета, однако ими она воспринимается в рамках именно живописи. В работе с этими красками применяют воду для растирания и накладывания красок, а восприятие акварели как графического материала сформировано на основе сухой техники письма. Акварель можно воспринимать амбивалентно, поскольку в ней по-прежнему сохраняются свойства и графики, и живописи. Цель данной статьи — рассмотреть акварель в книжной иллюстрации академических художников 1980–1990-х годов, использовавших все ее технические возможности и особенности. Автор исследования опирается на материалы фонда графического факультета Института имени И.Е. Репина, а также интервью с художниками. В научный оборот впервые вводится ряд художественных произведений, выполненных в качестве дипломных работ в мастерской книжной графики Института имени И.Е. Репина. Показана преемственность академических традиций в технике акварели в мастерских Г.Д. Епифанова, Н.Е. Чарушина, А.А. Пахомова, а также индивидуальные стилистические поиски учеников.</p>2023-12-29T00:00:00+03:00Copyright (c) 2023 Шэн Кэжэньhttps://eurasia-art.ru/art/article/view/1051«Простые вещи» и «метафизический натюрморт» в московском искусстве 1960–1970-х годов2023-11-24T12:37:04+03:00Ольга Артуровна Юшковаyushkovaoa@yandex.ru<p>Статья посвящена проблеме обращения художников разных направлений к мотиву «простые вещи», что нашло отражение в натюрморте 1960–1970-х годов. Обычно каждое направление рассматривается отдельно от общего художественного процесса. Автор на примере натюрморта прослеживает, как трансформируется проблематика, заданная временем, в творчестве мастеров официального круга, сурового стиля и различных вариантах андеграунда.</p> <p>Простые вещи неизбежно должны были привлечь внимание после почти тридцатилетнего преобладания тематической картины в советском искусстве. В период оттепели начинают цениться малые жанры, в которых выражение личностного мироощущения не зажимается большой темой.</p> <p>В статье анализируется подход к натюрморту с набором простых предметов В.Ф. Стожарова, А.В. Васнецова, О.Я. Рабина, М.А. Рогинского, А.Б. Гросицкого, В.Г. Вейсберга и Д.М. Краснопевцева.</p> <p>Становится очевидно, что в творчестве представителя официального круга художников, В.Ф. Стожарова, преобладает интерес к выражению национального характера через предметы старорусского быта. Представитель «суровых» А.В. Васнецов передает в натюрмортах атмосферу человеческого тепла домашнего очага, что особенно ценилось в то время. М.А. Рогинский, яркий художник андеграунда, творчество которого не вписывается полностью ни в одно направление, через простые вещи бедного послевоенного быта выражает свое понимание России, в котором нет критики, глумления или восторга, но есть глубокое понимание основ российской жизни. В.Г. Вейсберг и Д.М. Краснопевцев в жанре натюрморта воплотили основные позиции метафизического направления в андеграунде, сосредоточенного на вопросах экзистенциального мироощущения.</p> <p>Таким образом, натюрморт не только возвращается на художественную сцену в качестве отнюдь не «малого жанра», но и оказывается достаточно гибкой формой для выражения различных позиций и проблем своего времени, а простые предметы выступают как их метафоры.</p>2023-12-29T00:00:00+03:00Copyright (c) 2023 Ольга Артуровна Юшковаhttps://eurasia-art.ru/art/article/view/1059Коллекция иконописи в собрании Государственного художественного музея Югры2023-12-17T08:38:26+03:00Наталья Леонидовна Голицынаdobrava@mail.ru<p>Коллекция иконописи поступила в Государственный художественный музей Югры в 2011 году из собрания Художественной галереи Фонда поколений. Большинство предметов были крайне мало изучены, так как долгие годы находились в частных собраниях и практически не публиковались. Целью настоящей статьи является введение в научный оборот ряда произведений, что даст возможность в последующем исследовать их в контексте развития иконописания в России в период c XVI по XIX век. Несмотря на то что здесь не представлена иконопись Урало-Сибирского региона, коллекция дает возможность познакомиться с иконописью Поволжья и Русского Севера, с иконописными школами Ярославля, Новгорода, Мстёры, Ростова, Вологды и другими. Статья включает описание и анализ иконографии и стилистических особенностей произведений, ряд предметов представляют особенный интерес. Материал структурирован в несколько блоков: иконы и иконография Богоматери; иконы и иконография святых Николая и Георгия; иконография Страшного Суда; академическая манера иконописания; поздняя иконопись по византийским канонам; народные иконы XIX века. В анализе произведений автор опирается на исследования Ю.Г. Боброва, Г.И. Вздорнова, Т.Н. Арцыбашевой, М.М. Красилина, Н.И. Комашко, Р.В. Багдасарова, А.Н. Овчинникова, С.Н. Галуновой.</p>2023-12-29T00:00:00+03:00Copyright (c) 2023 Наталья Леонидовна Голицынаhttps://eurasia-art.ru/art/article/view/1048Религиозное искусство в коллекции Рязанского государственного областного художественного музея им. И.П. Пожалостина2023-11-16T13:25:36+03:00Мария Владимировна Зайцеваserious.mia@yandex.ru<p>Статья посвящена религиозному искусству конца XV – начала XX века. Предметом исследования является иконопись, полихромная деревянная скульптура и медное литье, происходящие из храмов Рязанской области. Основным материалом выступила коллекция Рязанского областного художественного музея им. И.П. Пожалостина. В качестве вспомогательного материала привлечены произведения из собраний российских музеев и частных коллекций. Исследовательский интерес вызывает стилистическое своеобразие памятников из состава коллекции, а также выбор иконографий, отражающих основные тенденции развития русского религиозного искусства. В статье представлен обзор наиболее значимых предметов коллекции. В исследовании использовались сравнительно-стилистический и сравнительно-исторический методы.</p>2023-12-29T00:00:00+03:00Copyright (c) 2023 Мария Владимировна Зайцеваhttps://eurasia-art.ru/art/article/view/1054Сибирская народная икона: опыт изучения частной коллекции2023-12-08T10:16:37+03:00Андрей Владимирович Ковалёвkav001@bk.ru<p>В статье рассматривается коллекция сибирских икон так называемого сузунского письма из частного собрания Андрея Владимировича Ковалёва с целью ввести ее в научный оборот, а также выявить некоторые характерные особенности икон, проанализировать систему средств художественной выразительности, вписать произведения в общий контекст сибирского иконописного искусства. Исследование значимо как для лучшего понимания феномена сибирской иконы, так и для выявления близких по стилистике произведений других иконописцев. В настоящее время в собрании находится 47 икон. В ряду многофигурных образов — иконы «Огненное восхождение пророка Илии», «Благовещение Богородицы», «Распятие Христа», «Святые Модест и Власий», «Святые мученики Кирик и Улита». Среди однофигурных икон широкое распространение получили образы: «Николай Чудотворец», «Спас Нерукотворный», «Богоматерь Знамение», «Богоматерь Одигитрия», «Святой Архангел Михаил Воевода», «Святая мученица Екатерина», «Георгий Победоносец». В результате сравнительного анализа ряда произведений выделены общие стилистические черты: иконы лишены мелких деталей, им присущи лаконичность образов, использование темного фона, общие черты в изображении образа Христа в абрисе лика, в написании крестчатого нимба.</p>2023-12-29T00:00:00+03:00Copyright (c) 2023 Андрей Владимирович Ковалёвhttps://eurasia-art.ru/art/article/view/1052Творчество художника-эмальера Екатерины Николаевны Вдовкиной2023-11-28T14:13:13+03:00Елена Анатольевна Мушниковаmushnikova77@mail.ru<p>В статье рассматривается творчество художника-эмальера Екатерины Николаевны Вдовкиной. Цель статьи — дать общую характеристику творческой деятельности художницы. В задачи исследования входит кратко представить творческий путь мастера, рассмотреть этапы ее обучения эмальерному искусству, а также проанализировать основные темы и мотивы произведений. Такого рода исследование актуально как для понимания произведений художника, так и для представления о развитии современного эмальерного искусства в России в целом. Е.Н. Вдовкина — художник-эмальер во втором поколении. Ее отец Вдовкин Николай Михайлович стоял у истоков возрождения эмальерного искусства в России в 1990-е годы. Он создал свою школу эмальерного искусства в Ставропольском крае и организовал ряд международных симпозиумов по этому направлению. Е.Н. Вдовкина прошла серьезную профессиональную подготовку, работе с горячей эмалью обучалась сначала в мастерской отца, затем в филиале Абрамцевского художественно-промышленного колледжа имени В.М. Васнецова и в Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. В.И. Мухиной (сейчас — имени А.Л. Штиглица). Художница создает как станковые работы в технике горячей эмали, так и иконы в технике горячего эмалирования для церквей и частных лиц, работает в экстерьерах и интерьерах храмовых комплексов.</p>2023-12-29T00:00:00+03:00Copyright (c) 2023 Елена Анатольевна Мушниковаhttps://eurasia-art.ru/art/article/view/1049Икона «Богоматерь Шуйская»: истоки иконографии2023-11-20T12:07:45+03:00Татьяна Евгеньевна Самойловаtsamol@mail.ru<p>Статья ставит целью ввести в научный оборот ранее не публиковавшуюся икону из собрания Музеев Кремля. Икона «Богоматерь Шуйская» атрибутируется как произведение начала XVI века, принадлежащее московской традиции. Исследуя его иконографические особенности, автор приходит к выводу, что жесты Богоматери и Младенца обусловлены воздействием образцов итальянского кватроченто. Икона из Кремля как произведение высокого стиля стоит у истоков дальнейшего развития иконографического типа «Богоматери Шуйской», получившего особое распространение на Русском Севере. Московское происхождение иконографии было довольно скоро забыто.</p>2023-12-29T00:00:00+03:00Copyright (c) 2023 Татьяна Евгеньевна Самойловаhttps://eurasia-art.ru/art/article/view/1050Иконописцы Тобольской губернии XVII – начала XX века2023-11-21T13:15:20+03:00Надежда Владиленовна Сухоруковаnv_suhorukova@mail.ru<p>В исследовании ставится цель обобщить и систематизировать сведения об истории иконописания в Тобольской губернии в XVII – начале XX века. С использованием источниковедческого метода выявлен ряд архивных материалов Тобольской духовной консистории и Тобольского губернского магистрата. Это позволило определить ряд имен тобольских иконописцев и круг их заказов, проследить культурные влияния из различных духовных и художественных центров России, а также сделать вывод о местных художественных особенностях, сложившихся в духовном центре Сибири.</p> <p>Выдвинута гипотеза о том, что каждому этапу развития иконописной традиции в Сибири, а также смене стилей соответствовали изменения духовной и общественной парадигм. Если в XVII веке основополагающим направлением в иконописании были традиции, привнесенные из центров православия, преимущественно Великого Новгорода и Сольвычегодска, то уже с начала XVIII века начинается утверждение стиля барокко, связанного с заказами верховных архиереев Сибири, выпускников Киевской духовной академии. Важным являлось соответствие театрального и декоративного стилей общему подъему освоения и цивилизационного преобразования Сибири. Академический стиль XIX века отвечал общему имперскому духу с его стремлением к регламентации и уравновешенности. Духовно-религиозный подъем второй половины XIX века обусловил возврат к традиции написания ликов святых в древнерусском стиле.</p> <p>Факторами, влиявшими на становление и развитие иконописания в Сибири, стали приток иконописцев из ближнего круга тобольских духовных иерархов, которые прилагали усилия для создания систематического обучения иконописанию, наличие профессиональных художников из числа ссыльных, стремившихся к выживанию и адаптации в суровых условиях, женское подвижничество, проявившее себя в развитии художественных ремесел.</p>2023-12-29T00:00:00+03:00Copyright (c) 2023 Надежда Владиленовна Сухоруковаhttps://eurasia-art.ru/art/article/view/1053Атрибуция иконы Воскресения Христова с клеймами из Государственного художественного музея Ханты-Мансийского автономного округа2023-12-04T14:49:24+03:00Мария Сергеевна Трубачёваtrubacheva.ms@gmail.com<p>Статья посвящена результатам атрибуционного исследования и искусствоведческому анализу иконы Воскресения Христова с клеймами из собрания Государственного художественного музея Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. С применением историко-искусствоведческого и семиотического методов проведен анализ сложного композиционного построения и состава изображенных на иконе чтимых святых и образов Богоматери, а также технико-технологических и стилистических особенностей иконы. В результате установлено, что ее создание может быть отнесено ко второй половине XVIII века и связано с Ростовом Великим, где в данный период процветал промысел финифти, а изобразительное искусство испытывало влияние малороссийских и польских образцов.</p>2023-12-29T00:00:00+03:00Copyright (c) 2023 Мария Сергеевна Трубачёваhttps://eurasia-art.ru/art/article/view/1058Коллекция иконных образцов в собрании Екатеринбургского музея изобразительных искусств2023-12-13T14:45:19+03:00Алина Юрьевна Хионинаicons@emii.ru<p>В статье дается обзор коллекции иконных образцов в собрании Екатеринбургского музея изобразительных искусств, происходящей из мастерской иконописца Трефилия Васильевича Филатова. Автор рассматривает иконографический репертуар образцов, уделяя внимание сюжетам, распространенным в старообрядческой иконописи. Среди опубликованных памятников уральской старообрядческой иконописи были обнаружены аналоги композициям некоторых иконных образцов. Определены стилистические особенности ряда иконных образцов, имеющих характерные черты художественного стиля невьянской иконописи. Также в статье приводится краткий обзор изученных филиграней на бумаге.</p>2023-12-29T00:00:00+03:00Copyright (c) 2023 Алина Юрьевна Хионинаhttps://eurasia-art.ru/art/article/view/1065Вклад академика А.В. Рындиной в изучение древнерусского и церковного искусства Нового времени2023-12-26T07:42:07+03:00Тамара Алексеевна Островскаяtomaostrov@mail.ru<p>В статье автор анализирует научные труды доктора искусствоведения, профессора, заслуженного деятеля искусств Российской Федерации, художника Анны Вадимовны Рындиной, посвященные сложению иконографии, технике изготовления, анализу стиля, атрибуции предметов древнерусской мелкой пластики XIV–XV веков и деревянной церковной скульптуре XIV–XVIII веков. Целью работы является обобщение, анализ и оценка вклада академика А.В. Рындиной в развитие научного понимания древнерусского и церковного искусства Нового времени. Для достижения этой цели проведен обзор и анализ научных публикаций, монографий и статей, написанных искусствоведом, а также реализованных ею научно-просветительских проектов.</p>2023-12-29T00:00:00+03:00Copyright (c) 2023 Тамара Алексеевна Островскаяhttps://eurasia-art.ru/art/article/view/1055Вагури, ловец птиц2023-12-08T10:38:07+03:00Локеш Чандраpublish@eurasia-art.ruСофья Михайловна Белокуроваbelle.sonet312@gmail.com<p>Статья посвящена символике и иконографии сиддхи Вагури в буддийском искусстве. Приводятся примеры из трудов санскритского автора XI века Абхаядатты, А. Грюнведеля, Каталога тибетских фондов Национальной библиотеки (Париж) П. Кордье, Полного каталога тибетских буддийских канонов (Сендай), Тибетского дома-музея (Нью-Дели). Перевод статьи Локеша Чандры из «Словаря буддийской иконографии» выполнен С.М. Белокуровой.</p>2023-12-29T00:00:00+03:00Copyright (c) 2023 Локеш Чандра; Софья Михайловна Белокуроваhttps://eurasia-art.ru/art/article/view/1046Пантикапейский торс: опыт стилистической интерпретации2023-10-26T12:09:47+03:00Ирина Валентиновна Бузуноваbuzunova-i@mail.ru<p>Важнейшей задачей антиковедения является уточнение или определение стилистической, иконографической, хронологической атрибуции античного произведения с помощью специальных методик, технико-технологических исследований, составляющих инструментарий современного ученого. Наличие археологического сопровождения и провенанса памятника значительно облегчают задачу, но в случае с классическими музейными артефактами из частных собраний, не обладающими документально подтвержденным происхождением, возникают проблемы с интерпретацией антика. Тогда в исследовании актуализируются теоретические приемы методологии, созданные представителями немецкой школы XIX – начала XX века позитивистского направления. Антиковеды последующего поколения развили и усовершенствовали предшествующие теории, создав новые, в основе которых использовали уже утвердившиеся принципы формально-стилистического, сравнительно-стилистического анализа, модифицировали историко-культурологический контекст, интерпретацию. Таким образом, сформировался комплексный мультидисциплинарный подход к изучению предмета с применением средств исторической, археологической, филологической, культурологической наук. Способы современного исследования памятника с неясной историей, подобного эрмитажному торсу из Пантикапея, уточняют атрибуцию, расширяют возможности многогранного прочтения артефакта и фиксации в нем художественных особенностей той или иной школы. В результате древнее произведение становится частью античного наследия и занимает свое место в классификации древнегреческой скульптуры.</p>2023-12-29T00:00:00+03:00Copyright (c) 2023 Ирина Валентиновна Бузуноваhttps://eurasia-art.ru/art/article/view/1057Культурно-образовательная деятельность Луганского художественного музея в рамках музейного проекта «Наши традиции»2023-12-11T12:08:11+03:00Лариса Александровна Романоваromanova_1959_new@mail.ru<p>Статья обобщает опыт культурно-образовательной деятельности Луганского художественного музея в рамках проекта «Наши традиции». На примере комплекса работ, выполненных на передвижной выставке «Образ Богородицы. Иконы XVI–XIX веков» и по ее окончании, продемонстрирован коммуникативный подход к взаимодействию музея с посетителями различных возрастных категорий. Показана роль образовательного пространства Луганского художественного музея в осуществлении духовно-нравственного воспитания средствами изобразительного искусства. Описаны использованные формы взаимодействия с аудиторией (лекции, беседы, экскурсии, творческие лаборатории), дидактические материалы (в печатном, цифровом фото- и видеоформате).</p>2023-12-29T00:00:00+03:00Copyright (c) 2023 Лариса Александровна Романова