https://eurasia-art.ru/art/issue/feed Искусство Евразии 2022-12-29T00:00:00+03:00 Елена Владимировна Макарова org@eurasia-art.ru Open Journal Systems <p>Научный журнал «Искусство Евразии» – специализированное отраслевое сетевое периодическое издание по вопросам теории и истории изобразительного и декоративно-прикладного искусства, дизайна и архитектуры.</p> <p>Журнал учрежден при участии Российской академии художеств.</p> https://eurasia-art.ru/art/article/view/945 «Образ и смысл»: выставка голландской живописи XVII столетия из российских собраний в Серпуховском историко-художественном музее 2022-12-13T16:04:08+03:00 Сергей Сергеевич Акимов ss.akimov@mail.ru <p>В статье рецензируется выставка голландской живописи XVII в. из музеев и частных собраний России, состоявшаяся в ноябре 2021 – апреле 2022 г. в Серпуховском историко-художественном музее. В ней кроме Серпуховского музея приняли участие музеи Москвы, Поволжья, Курска, Рязани, Краснодара, а также московские коллекционеры. Собрание супругов В. и К. Мауергауз отличается целенаправленным интересом к голландской и фламандской живописи. Куратором выступил выдающийся знаток искусства Нидерландов конца XVI – XVII века В.А. Садков (ГМИИ им. А.С. Пушкина). Были представлены произведения как выдающихся (Я. ван Гойен, Я. ван Рейсдаль, А. ван Остаде, О. Марсеус ван Схрик), так и многих менее известных, но заслуживающих внимания специалистов и публики, мастеров. По разнообразию и высокому художественному качеству экспонатов, отражающих широту жанровой системы голландского искусства, по научной концепции, возможности сопоставления произведений друг с другом, это было значимое для отечественной нидерландистики событие, открывающее дальнейшие перспективы межмузейного сотрудничества в деле изучения и популяризации хранящегося в России наследия голландских мастеров.</p> 2022-12-29T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2022 Сергей Сергеевич Акимов https://eurasia-art.ru/art/article/view/954 Выставка «Страна Советов» к 100-летию создания СССР в Государственном художественном музее Алтайского края 2022-12-20T10:49:33+03:00 Александр Владимирович Федотов ghbdtn211487@mail.ru Юлия Сергеевна Манякина ghbdtn211487@mail.ru <p>В данном кратком сообщении рассмотрена концепция выставки «Страна Советов», проходившей в Государственном художественном музее Алтайского края в ноябре – декабре 2022 года и приуроченной к 100-летию создания СССР. Представлены ключевые для построения выставки экспонаты. При подготовке материалов использованы данные каталогов «Советская живопись 1917–1958», «Нивы Алтая», «Советская Россия», монографии В.И. Плотникова.</p> 2022-12-29T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2022 Александр Владимирович Федотов, Юлия Сергеевна Манякина https://eurasia-art.ru/art/article/view/936 Теоретико-методологические подходы к исследованию «сурового стиля» и его проявления в творчестве сибирских художников на примере пейзажа 2022-11-30T14:59:40+03:00 Виктория Александровна Борунова borunovavictoria@gmail.com <p>Статья раскрывает проблему «сурового стиля» в советском искусстве 1950–1960-х годов, рассматривает основные черты и тематические образы этого направления. Исследуется вопрос репрезентации «сурового стиля» в живописных и графических работах сибирских художников середины – второй половины XX века. На примере пейзажных произведений Г.Ф. Борунова, Б.Я. Ряузова, Г.Н. Завьялова, А.Н. Либерова проведен сравнительный анализ проявления «сурового стиля» в творчестве представленных авторов, рассмотрены закономерности и различия, а также выявлены особенности выражения «сурового стиля» в сибирском изобразительном искусстве.</p> 2022-12-29T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2022 Виктория Александровна Борунова https://eurasia-art.ru/art/article/view/920 Фаберже, Коноваленко и уральские камнерезы: миф и история 2022-11-21T13:25:40+03:00 Людмила Алексеевна Будрина ludmila.budrina@gmail.com <p>Статья обращается к истории отечественного камнерезного искусства середины XX века, в центре внимания — техника объемной мозаики и традиции ее применения. Актуальность статьи обусловлена сложившейся и активно транслируемой схемой преемственности и художественного превосходства разных российских центров, опирающейся на устаревшие подходы к рассмотрению отечественного камнерезного искусства и его истории. Согласно этой концепции, развитие объемной мозаики происходит по линии Фаберже – Коноваленко – петербургские мастера рубежа XX–XXI веков. Подобные высказывания многократно повторяются в публикациях, посвященных деятельности В. Коноваленко и истории «петербургской камнерезной школы». Между тем эта концепция представляется по меньшей мере неполной. Несмотря на наличие более ранних публикаций автора, посвященных этой проблеме, новое обращение к теме связано с необходимостью еще раз артикулировать пропущенные «звенья» в истории развития особого вида камнерезного искусства — фигурок, созданных в технике объемной мозаики. Актуальность этого высказывания подкрепляет состоявшийся летом 2022 г. – зимой 2023 г. в стенах Музея Фаберже (Санкт-Петербург) экспозиционный проект, в рамках которого впервые за много десятилетий за пределами Уральского региона представлены работы студентов художественно-ремесленного училища № 42 (ныне — Уральского техникума «Рифей»). Эти работы, выполненные по большей части в технике объемной мозаики, стали частью выставки произведений современных уральских камнерезов. Изложенная ретроспектива «уральской» линии развития этого направления, с отмеченными на ней точками пересечения с более популярными мастерами и центрами отечественного камнерезного искусства, наглядно доказывает размытость границ между «столицами» и «провинцией» в этом виде искусства.</p> 2022-12-29T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2022 Людмила Алексеевна Будрина https://eurasia-art.ru/art/article/view/924 Традиция изучения камнерезного искусства в СССР: взгляд из XXI века 2022-11-22T09:23:11+03:00 Сергей Евгеньевич Винокуров serg.vinokuroff@gmail.com <p>В статье приводится историографический обзор отечественной научной традиции изучения камнерезного дела как отдельного вида искусства в XX веке. Представлен поэтапный путь развития научного знания и разработки подходов к одному из сложных видов декоративно-прикладного искусства. Исследование показало, что отечественную традицию изучения камнерезного искусства можно отсчитывать лишь с середины XX века, в статье также приводятся размышления о причинах такого активного внимания к обработке цветного камня именно в этот период. Материал построен по принципу обзора важнейших в данной области искусства публикаций и деятельности основных специалистов-искусствоведов с конца XIX столетия до настоящего времени. Так, в статье рассматриваются подходы авторов к материалу, проблемы, затронутые этими изысканиями, глубина их раскрытия в монографических изданиях, намечаются перспективные направления будущих или уже ведущихся исследований.</p> 2022-12-29T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2022 Сергей Евгеньевич Винокуров https://eurasia-art.ru/art/article/view/940 Всероссийская академия художеств (ВАХ): страницы истории (1932–1947) 2022-12-09T12:40:05+03:00 Светлана Михайловна Грачёва grachewasvetlana@yandex.ru <p>Всероссийская академия художеств (ВАХ) существовала в Ленинграде с 1932 по 1947 год. Несмотря на серьезный интерес исследователей к проблемам отечественного искусства 1930–1940-х годов, история ВАХ изучена недостаточно. Важно объективно, с позиций современной искусствоведческой науки оценить роль ВАХ в воссоздании советской академической системы художественного образования и в развитии искусства в целом. В статье делается попытка восстановить историю ВАХ на основе документов и публикаций в ведомственной газете «За социалистический реализм». Использован метод реконструкции, искусствоведческого и компаративного анализа для характеристики наиболее важных этапов формирования ВАХ и выявления ее роли в развитии советского искусства середины XX века. Рассматривается участие в деятельности ВАХ ее крупнейших представителей — И.И. Бродского, И.Э. Грабаря, Б.В. Иогансона и других.</p> 2022-12-29T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2022 Светлана Михайловна Грачёва https://eurasia-art.ru/art/article/view/925 Художник Николай Мамонтов в Ухтпечлаге (1936–1940): неизвестная страница творчества 2022-11-22T11:17:25+03:00 Ирина Григорьевна Девятьярова sanfira9@mail.ru <p>В статье освещается неизвестный ранее период биографии художника Н.А. Мамонтова (1898–1964), связанный с его пребыванием в Ухтинско-Печорском исправительно-трудовом лагере (Ухтпечлаге). Из мемуаров художника М.С. Житницкого стало известно, что Мамонтов после ареста в 1936 году отбывал срок в поселке Чибью (сейчас город Ухта), работал художником в театре и выполнял в художественной мастерской копии портретов вождей и лозунги. При этом в его наследии сохранились живописные произведения и рисунки, не связанные с реалиями лагерного быта. Особое внимание уделено в статье портретным рисункам солагерников из альбома 1937 года. На основании представленных материалов автор приходит к выводу, что художники, которые жили и работали в советской стране, не всегда подчинялись в своем творчестве требованиям существующей идеологии. Даже те, кто, подобно Н.А. Мамонтову, был репрессирован и провел часть жизни в заключении. До конца дней творчество Мамонтова питали образы искусства ушедших эпох и поэзия символистов.</p> 2022-12-29T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2022 Ирина Григорьевна Девятьярова https://eurasia-art.ru/art/article/view/946 Графика Г.С. Паштова в собрании Государственного художественного музея Алтайского края 2022-12-14T13:12:59+03:00 Виктория Игоревна Крылова kryllova.v@gmail.com <p>Статья посвящена анализу графических произведений советского и российского графика, живописца, народного художника РФ, академика Российской академии художеств, профессора Германа Суфадиновича Паштова (род. 1941), хранящихся в собрании Государственного художественного музея Алтайского края. В статье рассмотрены как станковые произведения мастера, так и графические листы из альбома «Дом творчества “Челюскинская”», созданные совместно с художником В.Э. Ковалём. Исследование проведено с целью определить значимость этих произведений в контексте творчества мастера и для коллекции музея.</p> 2022-12-29T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2022 Виктория Игоревна Крылова https://eurasia-art.ru/art/article/view/939 Основные этапы жизни и творчества алтайского художника Н.П. Иванова (1923–1985) 2022-12-09T10:30:29+03:00 Елена Анатольевна Мушникова mushnikova77@mail.ru <p>Статья посвящена художнику Николаю Петровичу Иванову (1923–1985), одному из ведущих в алтайском искусстве 1960–1980-х годов. Живописец получил профессиональное образование, учился в Алма-Атинском театрально-художественном училище им. Н.В. Гоголя на живописно-педагогическом факультете; в Московском государственном художественном институте им. В.И. Сурикова. Его учителями были такие художники-педагоги, как В.Р. Волкова, Д.И. Кузнецова, А.М. Черкасский, Л.П. Леонтьев, К.М. Максимов, В.К. Нечитайло и другие. В статье представлено исследование, где на основе фондовых материалов Государственного художественного музея Алтайского края и документов, хранящихся в Государственном архиве Алтайского края, а также статей о художнике и каталогов восстанавливаются основные этапы жизни и творчества живописца. Впервые вводятся в научный оборот ранее не опубликованные материалы, репродуцируются и рассматриваются ранее не изученные работы Н.П. Иванова.</p> 2022-12-29T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2022 Елена Анатольевна Мушникова https://eurasia-art.ru/art/article/view/941 Архитектурно-художественные решения проектов реконструкции здания обкома ВКП(б) в Новосибирске 2022-12-09T14:17:53+03:00 Владимир Владимирович Паршуков vvparshukov@nsuada.ru <p>В статье представлена история проектирования реконструкции здания обкома ВКП(б) в Новосибирске. Анализируются архитектурно-художественные решения проектов надстройки здания и пристройки к нему. Первоначальное здание для отделов Сибревкома построено по проекту сибирского архитектора А.Д. Крячкова в 1926 г. и выполнено в стилистике рационалистического модерна. Его же проект надстройки здания 1936 г. предложен в стилистике ар-деко с элементами неоклассицизма и с богатым скульптурным оформлением фасадов. В 1945–1949 гг. институтом «Промстройпроект» выполняется проект пристройки здания на ул. Свердлова, авторы которого, архитекторы С.П. Скобликов и В.И. Нуждин, выполняют архитектурное оформление здания в стилистике советского неоклассицизма — государственного архитектурного стиля того времени. В проекте фасад с главным входом со стороны ул. Свердлова оформлен ризалитами с дорическими колоннами, в нишах между которыми размещены скульптуры советских людей, и гербом СССР с флагами на венчающем аттике. Некоторые использованные источники введены в научный оборот впервые.</p> 2022-12-29T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2022 Владимир Владимирович Паршуков https://eurasia-art.ru/art/article/view/947 Осмысление советского прошлого в современном изобразительном искусстве Луганщины 2022-12-15T00:57:00+03:00 Светлана Евгеньевна Прокопец lana.svetlaya.prokopets@mail.ru <p>Статья посвящена зарождению, развитию и современному состоянию художественной школы Луганщины в контексте советской эпохи. Рассматривая истоки и историко-культурные условия, повлиявшие на особенности искусства этого промышленного центра, автор прослеживает движение художественных процессов от соцреализма через авангард в его различных проявлениях в идеях, тематике и изобразительно-выразительных средствах к новому осмыслению реалистических традиций и изображению людей, проникнутых духом созидания и любовью к родному краю, готовых к подвигу в труде и на войне. Подчеркивается важная роль Луганской государственной академии культуры и искусства имени М. Матусовского и ее колледжа культуры и искусств в сохранении реалистической школы. В статье введен в научный оборот и сопровожден искусствоведческим комментарием ряд художественных произведений, созданных луганскими художниками в 2014–2021 годы.</p> 2022-12-29T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2022 Светлана Евгеньевна Прокопец https://eurasia-art.ru/art/article/view/943 Вадим Николаевич Гуляев: многогранная личность в искусстве 2022-12-13T12:31:57+03:00 Татьяна Валентиновна Скубневская skubnevskaya@gmail.com Ольга Юрьевна Удовенко oludovenko999@gmail.com <p>Статья посвящена деятельности В.Н. Гуляева (1890–1943), организатора, коллекционера, художника-графика, фотографа, оставившего яркий след в истории современного изобразительного искусства России и Узбекистана. В статье анализируются публикации и личные документы (переписка Государственного художественного музея Алтайского края с первыми художниками Алтая), проливающие свет на личность В.Н. Гуляева и его роль в развитии искусства Сибири и Узбекистана. Впервые вводятся в научный оборот сведения о коллекции работ В.Н. Гуляева в Государственном музе искусств Узбекистана и приводится ее анализ. Рассматриваются особенности графических произведений мастера — пейзажей и портретов: мотивы, композиция, техника исполнения, колорит. Кратко затронуты некоторые процессы в формировании советской художественной культуры 1920–1930 годов в России и Узбекистане.</p> 2022-12-29T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2022 Татьяна Валентиновна Скубневская, Ольга Юрьевна Удовенко https://eurasia-art.ru/art/article/view/956 Наследие художника Су Гаоли: творческий метод, основные темы и сюжеты 2022-12-23T19:16:27+03:00 Хуан Юаньпэн 861121819@qq.com Вэй Цзе 237934983@qq.com <p>Статья посвящена творчеству художника Су Гаоли, который относится к поколению мастеров, получивших образование в «новом Китае» в 1950–1960-е годы. Его произведения, выполненные маслом и посвященные горным ландшафтам Тайханшань, отличаются по тематике от картин китайских живописцев того периода. Если живопись его современников была посвящена революционным и историческим темам и отображению бытовой жизни, то творчество Су Гаоли отличается гуманистическим характером, реалистической направленностью в воспроизведении природных ландшафтов, пленэрностью. Одна из основных тем творчества художника — ландшафты горы Тайхан. В контексте творческого пути художника анализируются его картины и их влияние на развитие китайской масляной живописи. Знание традиционного китайского искусства и обучение в академическом Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина заложили основы мастерства Су Гаоли. В его картинах наблюдается монументализм в композиционном построении. Опора на родную культуру, возвращение к корням, глубокое переживание жизни позволили художнику создать искренние и лаконичные живописные полотна.</p> 2022-12-29T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2022 Хуан Юаньпэн, Вэй Цзе https://eurasia-art.ru/art/article/view/942 Отзыв публикации 2022-12-10T11:48:59+03:00 <p><strong>Отзыв (ретракция) статьи Цзинь Лихуа. Мастерская В.М. Орешникова в Институте имени И.Е. Репина и ее китайские студенты // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2022. № 4 (27). С. 186–197.</strong></p> <p>Статья, опубликованная в научном журнале «Искусство Евразии» (2022. № 4 (27). С. 186–197) под названием «Мастерская В.М. Орешникова в Институте имени И.Е. Репина и ее китайские студенты», автором которой является Цзинь Лихуа (<a href="mailto:aliha163@mail.ru">aliha163@mail.ru</a>), отозвана издателем с согласия автора.</p> <p>Изъятие (ретракция) публикации обусловлено выявлением значительной части заимствований из источника: Яковлева Е.П., Нин Бо. Китайские студенты учебной живописной мастерской под руководством профессора В.М. Орешникова // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 2: Искусствоведение. Филологические науки. 2017. № 4. С. 56–62.</p> <p>Протокол заседания Комиссии по публикационной этике журнала «Искусство Евразии» от 03 января 2023 года.</p> 2022-12-29T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2022 Цзинь Лихуа https://eurasia-art.ru/art/article/view/934 Николай Грицюк и Константин Черных: к вопросу о художественных стратегиях в позднесоветском искусстве 2022-11-25T14:39:26+03:00 Вячеслав Николаевич Чимитов 4imitov@mail.ru <p>В статье анализируются творческие стратегии новосибирских художников Н.Д. Грицюка (1922–1976) и К.А. Черных (1923–1968) в контексте тенденций позднесоветского искусства. В условиях нормативного дискурса художественная стратегия Н.Д. Грицюка имела двойственный характер. С одной стороны, он выстраивал траекторию поведения, ограниченную установками официального искусства: состоял в Союзе художников и пользовался его преимуществами (коллективные и персональные выставки, пленэры, творческие поездки), в начале творчества (конец 1950-х – начало 1960-х гг.) обращался к конъюнктурным сюжетам и темам (образу современного города, индустриальным мотивам). С другой стороны, создавал невидимые для публики гротески («грицюковины») — каракули и почеркушки в альбомах и блокнотах, ставшие для художника полем свободного самовыражения, которые во второй половине 1960-х гг. переросли в абстрактные композиции без названий, зачастую не выставляемые на публичных площадках, но демонстрируемые в пространстве мастерской для узкого круга из «своих». К.А. Черных, в отличие от Н.Д. Грицюка, был непрофессиональным, самодеятельным художником. Его маргинальное положение в обществе позволяло свободно обращаться к неожиданным темам, техникам и приемам: древнерусская проблематика, библейские сюжеты, карнавальное творчество, протоперформансы, коллажи. Выбранная стратегия художественного и повседневного антиповедения сближает его творчество с искусством аутсайдеров. Реализация в художественном сообществе Новосибирска в 1960–1970-х гг. двух разных творческих стратегий — сознательного, намеренного двоемыслия и антиповедения-юродствования — отражает сложное внутреннее устройство позднесоветского искусства, по сути своей многослойного, не ограниченного оппозицией «официального» и «неофициального».</p> 2022-12-29T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2022 Вячеслав Николаевич Чимитов https://eurasia-art.ru/art/article/view/955 Значение советской художественной школы для живописи Узбекистана 2022-12-20T11:27:41+03:00 Эльмира Рахимовна Ахмедова elmira-akhmedova@mail.ru <p>Статья посвящена первому выпуску художников Узбекистана (Рахим Ахмедов, Нигмат Кузыбаев, Тачат Оганесов, Манон Саидов, Виктор Зеликов), получивших высшее художественное образование в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина в 1947–1953 годах. Их связь с русской и советской художественной традицией имела огромное историческое значение: выпускники в дальнейшем стояли у истоков создания профессиональной художественной школы в республике. Их творчество ярко отражает основные тенденции развития искусства Узбекистана 1960–1980-х годов. Произведения художников хранятся во многих музеях мира.</p> 2022-12-29T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2022 Эльмира Рахимовна Ахмедова https://eurasia-art.ru/art/article/view/957 От редактора 2022-12-27T07:24:44+03:00 <p>Этот выпуск журнала «Искусство Евразии» посвящен искусству эпохи СССР, и не случайно, поскольку в уходящем году отмечался 100-летний юбилей некогда общей страны. С помощью наших авторов мы заглянули в недавнее прошлое, вспомнили имена многих художников. При этом обозначились очень интересные темы для будущих исследований.</p> 2022-12-29T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2022 https://eurasia-art.ru/art/article/view/921 Выставка произведений Бориса Сергеевича Угарова (1922–1991) в МВК РАХ 2022-11-21T14:44:06+03:00 <p>Российская академия художеств 28 сентября – 30 октября 2022 года представила выставку произведений народного художника СССР, действительного члена и президента (1983–1991) Академии художеств СССР, профессора Бориса Сергеевича Угарова (1922–1991). Проект, посвященный 100-летию со дня рождения художника, продемонстрировал более восьмидесяти работ из семейного собрания.</p> 2022-12-29T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2022 https://eurasia-art.ru/art/article/view/922 Выставка произведений Дмитрия Белюкина «Многострадальная, героическая, великая…» в Российской академии художеств 2022-11-21T15:15:41+03:00 <p>Российская академия художеств 5–23 октября 2022 года представила юбилейный выставочный проект одного из ведущих отечественных мастеров, члена Студии военных художников им. М.Б. Грекова, народного художника РФ и академика РАХ Дмитрия Анатольевича Белюкина. Убежденный приверженец традиций русской классической школы живописи, создавший за более чем 35-летний период своей творческой деятельности свыше 850 произведений, он с успехом работает во всех видах изобразительного искусства: портрете, пейзаже, натюрморте, станковой графике, книжной иллюстрации и, что особенно важно, в редком, может быть, самом сложном жанре историко-тематической картины. Экспозиция, названная автором «Многострадальная, героическая, великая…», продемонстрировала более 130 живописных полотен и этюдов.</p> 2022-12-29T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2022 https://eurasia-art.ru/art/article/view/923 Выставка живописи Ирины Рыбаковой «Здесь Родины моей начало» в Российской академии художеств 2022-11-21T15:28:00+03:00 <p>Российская академия художеств 12–23 октября 2022 года представила выставку произведений заслуженного художника РФ и члена-корреспондента РАХ Ирины Владимировны Рыбаковой «Здесь Родины моей начало», приуроченную к юбилею автора. В экспозиции было представлено около пятидесяти этюдов и живописных полотен, выполненных в последние несколько лет.</p> 2022-12-29T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2022 https://eurasia-art.ru/art/article/view/926 Выставка произведений художественной династии Васильцовых-Жарёновых «Четыре поколения» в МВК РАХ 2022-11-22T12:26:50+03:00 <p>В залах Музейно-выставочного комплекса Российской академии художеств 19 октября – 6 ноября 2022 года состоялся выставочный проект, посвященный творчеству пяти авторов — представителей художественной династии: Александра Жарёнова (1907–1985), Элеоноры Жарёновой, Владимира Васильцова (1932–2008), Аанастасии Васильцовой и Варвары Москвитиной. Зрители увидели произведения живописи, графики и монументального искусства, демонстрирующие результаты творческой жизни семьи с 1922 по 2022 год.</p> 2022-12-29T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2022 https://eurasia-art.ru/art/article/view/927 Выставка живописи Владимира Корбакова (1922–2013) «Личность. Вдохновение. Мастерство» в МВК РАХ 2022-11-22T12:28:40+03:00 <p>Российская академия художеств и Вологодская картинная галерея 26 октября – 20 ноября 2022 года представили выставочный проект, посвященный творчеству народного художника России, академика РАХ Владимира Николаевича Корбакова (1922–2013). В работах автора можно проследить традиции и тенденции современного развития изобразительного искусства Вологодского края, отразившие существенные черты стилистики отечественной живописи второй половины XX века. Более 80 произведений, среди которых пейзажи, портреты, сюжетно-тематические картины, натюрморты, предстали перед зрителем в залах выставки, приуроченной к столетию со дня рождения мастера.</p> 2022-12-29T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2022 https://eurasia-art.ru/art/article/view/928 Выставка произведений Василия Бубнова (1942–2021) в Российской академии художеств 2022-11-22T12:30:58+03:00 <p>Российская академия художеств 29 октября – 16 ноября 2022 года представила выставку произведений заслуженного художника РФ, академика РАХ Василия Бубнова (1942–2021), посвященную 80-летию со дня его рождения. Экспозицию составили около тридцати работ, созданных художником за последние два года жизни и ранее нигде не выставлявшихся. Это пастели из серии «Жизнь моя, иль ты приснилась мне» и ряд композиций, выполненных в технике масляной живописи.</p> 2022-12-29T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2022 https://eurasia-art.ru/art/article/view/929 Выставка скульптуры Владимира Колесникова «Пространство нескучной жизни» в РАХ 2022-11-22T12:32:48+03:00 <p>Российская академия художеств 2–20 ноября 2022 года представила выставку произведений известного московского скульптора, академика РАХ Владимира Юрьевича Колесникова «Пространство нескучной жизни». Ретроспективная экспозиция продемонстрировала основные работы автора, созданные на протяжении 40 лет творческой деятельности.</p> 2022-12-29T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2022 https://eurasia-art.ru/art/article/view/930 Выставка к 90-летию со дня рождения скульптора Олега Комова (1932–1994) в МВК РАХ 2022-11-22T12:34:26+03:00 <p>В МВК РАХ 11–20 ноября 2022 года состоялся выставочный проект, посвященный 90-летию со дня рождения выдающегося скульптора второй половины XX века, народного художника СССР и действительного члена Российской академии художеств Олега Константиновича Комова (1932–1994), а также его жене и соратнице, архитектору Нине Ивановне Комовой (1938–2022). Представленные в экспозиции работы составляют лишь небольшую часть собрания семьи художника и созданы в период с 1958 по 1994 год. Многие из произведений зрители увидели впервые.</p> 2022-12-29T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2022 https://eurasia-art.ru/art/article/view/931 Выставка скульптуры «Работа года. 2022» в МВК РАХ 2022-11-22T12:36:25+03:00 <p>Российская академия художеств представила 15 ноября – 27 ноября 2022 года выставку скульптуры «Работа года. 2022». &nbsp;Ежегодный проект «Работа года», организуемый отделением скульптуры РАХ, знакомит зрителя с творчеством ведущих мастеров России, определяющих сегодня высокий уровень мировой художественной пластики. Экспозицию составили более 40 станковых работ, созданных академиками и членами-корреспондентами отделения в течение 2022 года.</p> 2022-12-29T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2022 https://eurasia-art.ru/art/article/view/932 Юбилейный выставочный проект «Из Музейного фонда Российской академии художеств» в МВК РАХ 2022-11-22T12:38:15+03:00 <p>«Из Музейного фонда Российской академии художеств» — тематический выставочный проект, подготовленный к 265-летию, который 17 ноября 2022 – 29 января 2023 года познакомил зрителя с собранием академии. Музейное собрание Российской академии художеств сегодня насчитывает более трех тысяч произведений выдающихся мастеров второй половины XX века. Проект продемонстрировал живописные, скульптурные, графические работы и декоративно-прикладное искусство, переданные в качестве дара президентами, академиками и членами-корреспондентами РАХ в целях создания коллекции. В юбилейную экспозицию вошли произведения, которые дают представление о составе и разнообразии структурных подразделений академии, широкого круга ее мастеров нескольких поколений.</p> 2022-12-29T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2022 https://eurasia-art.ru/art/article/view/933 Выставка произведений Сергея Гулевского и Ольги Дмитриенко «Цвет и линия» в Российской академии художеств 2022-11-22T12:40:24+03:00 <p>Российская академия художеств 23 ноября – 4 декабря 2022 года представила авторский проект известных воронежских художников — академика РАХ Сергея Гулевского и почетного члена РАХ Ольги Дмитриенко. Экспозицию составили около 60 произведений графики разных лет. Акварели одного художника и рисунки другого дополнили друг друга, обретая особое «звучание» в едином выставочном контексте. Пейзажи, натюрморты, портретные, тематические серии отличает не только высочайшее профессиональное мастерство, но и глубокое содержание, неповторимый авторский стиль.</p> 2022-12-29T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2022 https://eurasia-art.ru/art/article/view/948 Выставка произведений Ирины и Виктора Глуховых «В поисках цвета и формы» в Российской академии художеств 2022-12-15T14:03:05+03:00 <p>Российская академия художеств 30 ноября – 18 декабря 2022 года представила выставку произведений творческого тандема — академиков РАХ, народного художника РФ Виктора Александровича Глухова и заслуженного художника РФ Ирины Максимовны Глуховой. Проект продолжил череду выставок художественных династий в залах академии на Пречистенке и продемонстрировал живописные полотна и графические листы, многие из которых были созданы авторами за последнее время и представлены публике впервые.</p> 2022-12-29T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2022 https://eurasia-art.ru/art/article/view/949 Выставочно-образовательный проект Творческих мастерских Российской академии художеств «Искусство графической серии» в Москве 2022-12-15T14:22:07+03:00 <p>Российская академия художеств совместно с Московской центральной художественной школой 30 ноября 2022 г. – 17 января 2023 г. представили выставочно-образовательный проект «Искусство графической серии», демонстрировавший творчество академиков Российской академии художеств и художников-стажeров Творческих мастерских графики РАХ в Москве и Санкт-Петербурге. Экспозиция была составлена из серийных произведений станковой и печатной графики, а также книжной иллюстрации. В рамках проекта состоялся ряд творческих встреч и мастер-классов для учащихся МСХШ, которые провели выпускники и стажеры мастерских.</p> 2022-12-29T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2022 https://eurasia-art.ru/art/article/view/950 Выставка к 35-летию Регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств в МВК РАХ 2022-12-15T14:45:33+03:00 <p>Российская академия художеств 7 декабря 2022 г. – 15 января 2023 г. представила выставку, приуроченную к 35-летию Регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока. В экспозицию вошли произведения из Музейного фонда РАХ, собрания ВТОО «Союз художников России» и личных коллекций авторов. Около 100 живописных полотен и графических листов, а также скульптура малых форм и декоративно-прикладное искусство отражали различные художественные направления и жанры. Работы современных академиков и членов-корреспондентов Российской академии художеств соседствовали в экспозиции с произведениями мастеров Академии художеств СССР, творчество которых представлено в коллекциях крупнейших музеев страны.</p> 2022-12-29T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2022 https://eurasia-art.ru/art/article/view/951 Выставка к 75-летию дипломатических отношений «Россия-Индия: сад дружбы» в МВК РАХ 2022-12-15T15:02:00+03:00 <p>Российская академия художеств в год своего 265-летия и 75-летия установления дипломатических отношений между Россией и Индией 9 декабря 2022 г. – 15 января 2023 г. представила выставочный проект, посвященный этой удивительной стране. В экспозицию, охватывающую почти семь десятилетий российского искусства, вошли свыше 150 произведений, архивных материалов и личных вещей художников разных поколений. Среди авторов — и давно ушедшие мастера, действительные члены Академии художеств СССР А. Герасимов, Е. Вучетич, и знаменитые художники второй половины XX века, бывшие членами Российской академии художеств, И. Глазунов, Д. Налбандян, В. Переяславец, О. Комов, В. Сидоров, А. Белашов, С. Никиреев, Д. Жилинский, а также крупнейшие современные авторы — З. Церетели, В. Калинин, А. Шмаринов, Д. Тугаринов, Д. Санджиев, В. Малолетков, Э. Булатов и многие другие. На выставке также были показаны работы молодых художников — стажеров Творческих мастерских Российской академии художеств и выпускников Московского государственного академического художественного института при РАХ.</p> 2022-12-29T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2022 https://eurasia-art.ru/art/article/view/952 Выставка к 85-летию Андрея Андреевича Золотова «К художникам… Встречи в искусстве» в Российской академии художеств 2022-12-15T15:32:36+03:00 <p>Российская академия художеств 10–13 декабря 2022 г. представила выставку, приуроченную к 85-летию искусствоведа, художественного критика, общественного и государственного деятеля, заслуженного деятеля искусств РСФСР, вице-президента Российской академии художеств, профессора Андрея Андреевича Золотова.</p> 2022-12-29T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2022 https://eurasia-art.ru/art/article/view/953 Выставка произведений Александра Толстикова «Формула натуры» в Российской академии художеств 2022-12-15T15:47:19+03:00 <p>Российская академия художеств 16 декабря 2022 г. – 8 января 2023 г. представила выставку произведений академика РАХ Александра Генриховича Толстикова «Формула натуры», в состав которой вошло 16 живописных полотен разных лет. В работах автора по-своему преломляются традиции русского и мирового реалистического опыта. Портреты современников, образы природы, фантазийные композиции — с каждым произведением связана своя предыстория. Художник непредсказуем в своих планах и творческих обретениях — угадать, куда приведут его новые поиски, практически невозможно.</p> 2022-12-29T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2022 https://eurasia-art.ru/art/article/view/937 Анализ храма Мэгжид Жанрайсэг в комплексе Гандантэгченлин: графо-искусствоведческий метод 2022-12-05T20:07:49+03:00 Даниил Евгеньевич Онуфриенко daniilonufrienko@gmail.com <p>В статье кратко представлена история комплекса Гандантэгченлин в городе Улан-Баторе, Монголия. Ставится задача описать художественно-выразительные особенности и продемонстрировать применение системы пропорционирования храма Мэгжид Жанрайсэг как доминанты композиции комплекса. Предложен междисциплинарный метод, сочетающий элементы историко-искусствоведческого, иконологического и графического анализа. Обосновано использование известного в архитектуре метода динамических прямоугольников, на основе которого выявлена модульная сетка храма и определено, что его основные композиционные характеристики сформированы и согласованы в единой модульной системе. Обнаружен ряд элементов, позволяющих объяснить гармоничность и высокую выразительность храма за счет системы пропорционирования. Графически показано, что те же пропорциональные и модульные отношения были применены и в центральной монументальной скульптуре Мэгжид Жанрайсэг, что можно считать одной из существенных предпосылок целостности и гармоничности здания и центрального сакрального образа. Полученные результаты открывают путь к углубленной архитектурно-семантической интерпретации храма.</p> 2022-12-29T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2022 Даниил Евгеньевич Онуфриенко https://eurasia-art.ru/art/article/view/938 Сравнительный анализ объектов сакральной монгольской архитектуры на основе графо-иконологического метода 2022-12-06T15:33:17+03:00 Татьяна Николаевна Канарёва nuj_tata@mail.ru Михаил Юрьевич Шишин shishinm@gmail.com <p>В статье обосновывается актуальность комплексного методологического подхода при изучении храмовой архитектуры Монголии, в основе которого лежит иконологический метод, уже активно применяемый для описания и интерпретации храмов в других культурных регионах. Комплексная методология должна опираться на знание канонических трактатов в области архитектуры и храмового строительства, а также религиозную семантику и буддийскую метафизику, что позволяет более глубоко интерпретировать памятники монгольского храмового зодчества. При этом весьма эвристичным представляется использование мандалы в качестве исходной символической основы храмовой архитектуры. Соответственно, целью статьи является обоснование данного подхода, а также демонстрация его применения в архитектурно-семантическом анализе храмового зодчества. В статье представлен результат анализа двух значимых архитектурных объектов Монголии — Эрдэнэ-Зуу и Гандан Пунцаг Чойлон, возведенных в разные временные периоды.</p> 2022-12-29T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2022 Татьяна Николаевна Канарёва, Михаил Юрьевич Шишин https://eurasia-art.ru/art/article/view/919 К вопросу о сущности искусства: попытка диалектического определения 2022-11-21T13:17:57+03:00 Андрей Владимирович Иванов ivanov_a_v_58@mail.ru <p>В статье представлено диалектико-логическое понимание сущности искусства через систему многих определений, разворачивающихся от абстрактного к конкретному. Вводятся критерии отличия искусства от антиискусства и псевдоискусства. Выделяются три уровня изобразительного искусства, характерные для всех его жанров: субъективно-игровое (или технематическое), социально-исповедальное и софийное.</p> 2022-12-29T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2022 Андрей Владимирович Иванов https://eurasia-art.ru/art/article/view/944 Художественные процессы Нового времени: культурные ориентиры и творчество 2022-12-13T12:55:48+03:00 Надежда Андреевна Табунова michael_10@mail.ru <p>Статья посвящена взаимодействию общекультурных и художественных норм в плоскости ментальности эпохи Нового времени, а также выражению этой ментальности в художественной культуре. В первую очередь автор обращается к опыту школы «Анналов», основанной Л. Февром и М. Блоком и в дальнейшем продолженной их последователями. Через концепцию реконструкции исторических обстоятельств автор прослеживает причинность сдвигов в культурных ориентирах эпохи и их влияния на изобразительные искусства для формулирования ориентиров в художественном процессе Нового времени. Также автор обращается к работам Ф. Хатчесона, А. Смита, Б. Паскаля, Р. Бёртона и к размышлениям Р.Г. Апресяна, А.В. Прокофьева. Изучение взаимосвязи выразительных матриц и эстетических норм не теряет своей актуальности. На сегодняшний день исследователи всё чаще обращаются к вопросу реконструкции прошлого, о чем говорит литературная серия «Культура повседневности», посвященная изучению преобразований человеческой жизни на всех уровнях — от материального до духовного. Изобразительное искусство несет в себе способность выражать духовные и умозрительные концепции в зримой форме, что делает его неисчерпаемым объектом для исследования. Через изучение переменчивости выразительных инструментов художественной культуры Нового времени и обновления художественных матриц автор в статье выявляет антиномичность культуры этого периода, важные сдвиги внутри западноевропейской ментальности и влияние этих сдвигов на искусство. Посредством формулирования обширного спектра противоречий, сосуществующих друг с другом в ментальности, автором прослеживается дуальность характера эпохи Просвещения в искусстве.</p> 2022-12-29T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2022 Надежда Андреевна Табунова https://eurasia-art.ru/art/article/view/935 Минапада 2022-11-26T14:53:27+03:00 Локеш Чандра publish@eurasia-art.ru Софья Михайловна Белокурова belle.sonet312@gmail.com <p>Центральный образ статьи — сиддха Минапада (Минапа). Исследуется его иконография и символика. В статье упоминаются изображения, хранящиеся в Музее истории религии в Санкт-Петербурге, Национальной библиотеке в Париже, музее Тибетского дома в Нью-Дели, Этнографическом музее в Стокгольме, в собраниях Монголии. Перевод статьи Локеша Чандры из «Словаря буддийской иконографии» выполнен С.М. Белокуровой. Статья проиллюстрирована.</p> 2022-12-29T00:00:00+03:00 Copyright (c) 2022 Локеш Чандра; Софья Михайловна Белокурова