Искусство Евразии https://eurasia-art.ru/art <p>Научный журнал «Искусство Евразии» – специализированное отраслевое сетевое периодическое издание по вопросам теории и истории изобразительного и декоративно-прикладного искусства, дизайна и архитектуры.</p> <p>Журнал учрежден при участии Российской академии художеств.</p> ru-RU org@eurasia-art.ru (Елена Владимировна Макарова) publish@eurasia-art.ru (Денис Александрович Дмитриев) Ср, 29 дек 2021 12:19:14 +0300 OJS 3.2.0.3 http://blogs.law.harvard.edu/tech/rss 60 О трансформации калмыцкого костюма во второй половине XX века – начале XXI века https://eurasia-art.ru/art/article/view/805 <p>Исследование посвящено изучению специфики бытования калмыцкого костюма во второй половине ХХ века – начале XXI века в Калмыкии, сравнению элементов кроя и способов декорирования в традиционных образцах народного костюма и в сценических национальных костюмах, а также в художественной стилизации авторских моделей одежды в этническом стиле. Материалом для исследования послужили костюмы из собраний и архивов российских музеев и частных коллекций. Объектом исследования является калмыцкий костюм, его эстетическая и смысловая доминанта как маркер национальной идентичности и ретранслятор традиционных ценностей. Целью исследования является выявление трансформационных процессов в бытовании калмыцкого народного костюма во второй половине ХХ века – начале XXI века. Впервые зафиксированы изменения технологических особенностей в создании декора и примеры внедрения инокультурных элементов в структуру повседневного и сценического народного костюма, которые несут с собой видоизменение смыслов и функциональности элементов национального костюма. Статья вводит в научный оборот новые данные о народных мастерах, художниках, дизайнерах, работающих в сфере народного костюма, зафиксированы созданные ими образцы национальной одежды и ее вариации.</p> Дельгр Владимировна Сангаджиева Copyright (c) 2021 Дельгр Владимировна Сангаджиева https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/art/article/view/805 Ср, 29 дек 2021 00:00:00 +0300 Символика и семантика праздничного костюма обских угров https://eurasia-art.ru/art/article/view/803 <p>Статья посвящена исследованию символики и семантики праздничного костюма обских угров (народности ханты и манси). Использованы описательный и компаративный методы. Отмечается, что цветовой «словарь» данных народностей максимально конкретен и основан на непосредственном восприятии, поэтому «образы» цветов реалистичны и мифологичны одновременно. Соответственно, каждый цвет несет особую смысловую нагрузку, что детально рассмотрено на примере коллекции вышитой праздничной одежды остяков (ханты) «Узоры Конды». Показано, что костюм можно воспринимать как текст, прочитав который можно понять смысл его цветовой, орнаментальной, архитектурной текстуры. Резюмировано, что праздничный костюм обских угров — не только самобытное явление художественной традиции Западной Сибири, но и итог многовековой коммуникации между соседними народами.</p> Алла Сергеевна Харитонова, Ксения Евгеньевна Илауски Copyright (c) 2021 Алла Сергеевна Харитонова, Ксения Евгеньевна Илауски https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/art/article/view/803 Ср, 29 дек 2021 00:00:00 +0300 Художественная жизнь Дальнего Востока России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона https://eurasia-art.ru/art/article/view/812 <p>VIII Международная научно-практическая конференция «Художественная жизнь Дальнего Востока России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона» состоялась в юбилейном для Приморской государственной картинной галереи 2021 году в «Дни Эрмитажа во Владивостоке – 2021» (21–22 сентября). Вместе с Приморской государственной картинной галереей (Владивосток) организаторами конференции выступили Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург) и Региональное отделение Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств в г. Красноярске. Партнероы, которые поддержали проведение конференции: ИКОМ-России (программа «Доступный музей»), журнал «Искусство Евразии», Приморское отделение ООО «Ассоциация искусствоведов».</p> Наталья Андреевна Левданская Copyright (c) 2021 Наталья Андреевна Левданская https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/art/article/view/812 Ср, 29 дек 2021 00:00:00 +0300 История открытия первой выставки из Республики Корея в Приморской государственной картинной галерее https://eurasia-art.ru/art/article/view/781 <p>Статья посвящена истории открытия персональной выставки художника Ким Кён Ёл (Kim Kyong Yeoul) из Республики Корея в Приморской картинной галерее в 1997 году и ее значению для развития российско-корейских культурных связей. В основу исследования положены материалы из коллекции и архива Приморской государственной картинной галереи.</p> Людмила Ивановна Варламова Copyright (c) 2021 Людмила Ивановна Варламова https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/art/article/view/781 Ср, 29 дек 2021 00:00:00 +0300 Творческие взаимовлияния современных петербургских и китайских художников https://eurasia-art.ru/art/article/view/778 <p>Конец ХХ – XXI век — период активного взаимодействия России и Китая в сфере искусства. Китайское изобразительное искусство испытало серьезное влияние русской академической школы и традиций русского реализма в целом. Современная российская живопись также обогащается элементами китайского искусства, поскольку в последние десятилетия чрезвычайно расширились культурные контакты, которые влияют на творчество отечественных художников. В петербургском искусстве происходят интересные процессы взаимодействия и взаимовлияния разных культур. Петербург становится центром пересечения Востока и Запада. Эти изменения касаются даже такой устойчивой школы, как академическая, связанной с традициями реалистического искусства. Этот феномен нуждается в изучении. Особую роль в художественном взаимообмене играет современная петербургская академическая школа. Новизна данного исследования состоит в изучении некоторых явлений китайской культурной жизни, связанных с влиянием петербургского искусства, и в выявлении взаимовлияний, которые обнаруживаются в творчестве китайских и петербургских мастеров живописи. В статье использованы методы компаративного анализа, наблюдения, интервьюирования для определения общих закономерностей развития искусства двух стран. Современные петербургские художники, представляющие академическую школу, чрезвычайно востребованы в Китае, многократно там бывали и сотрудничают на разных уровнях с представителями культурной общественности. Китайские коллекционеры и деятели искусства активно сотрудничают с художниками и разрабатывают интересные проекты. Во время пандемии в 2019–2020 годы реальные контакты между странами сократились, но переместились в виртуальное пространство, теперь многие образовательные и культурные программы проходят в дистанционном режиме. Творческие связи не ослабевают, и это дает надежду на дальнейшее развитие культурного сотрудничества на всех уровнях.</p> Светлана Михайловна Грачева Copyright (c) 2021 Светлана Михайловна Грачева https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/art/article/view/778 Ср, 29 дек 2021 00:00:00 +0300 Образ гор Кымган (Кымгансан) в корейском изобразительном искусстве: традиции и современность https://eurasia-art.ru/art/article/view/786 <p>В статье исследуются особенности корейской пейзажной живописи, развитие которой с начала XVIII века оказывается неразрывно связано со знаменитой горной цепью Корейского полуострова Кымгансан. Утвердившись как центральный образ в пейзажах «подлинного вида», горы Кымган со временем приобретают значение не только художественного феномена, но и знакового национального символа родной земли в корейском культурном сознании, оставаясь для художников воплощением естественных красот и сплетением разнообразной символики. Цель статьи — определить значимость образа гор Кымган в корейском изобразительном искусстве как выразителя национальной самобытности искусства Кореи и хранителя художественно-ценностных традиций. В статье изложен анализ произведений корейских художников с XVIII столетия и до наших дней. Исследуются произведения ряда современных северокорейских и южнокорейских художников, чьи работы, разные по стилю и технике исполнения, объединяет единство мировосприятия гор Кымган как духовного источника, репрезентируя стремление к этнической аутентичности, возрождение традиций и выражение патриотизма в современном искусстве Республики Корея и КНДР. Предлагается обзор тенденций в корейском изобразительном искусстве, где в данном образе проявился национальный подход, натурное видение природы родной страны и творческое переосмысление открытий великих корейских пейзажистов в контексте адаптации новых художественно-выразительных особенностей в рамках традиционной системы дальневосточной живописи тушью и творческих экспериментов с разнообразными техниками. В заключение делается вывод о важности художественного образа гор Кымган, который, утвердившись в корейском пейзаже в XVIII веке, стал прочной основой для развития корейской живописи современного периода, демонстрируя не только приверженность традициям, но и способность к новациям как в приобретении новых символических оттенков в его прочтении, так и в расширении творческих поисков для выражения его эстетического идеала в картине мира современности.</p> Юлия Ивановна Гутарёва Copyright (c) 2021 Юлия Ивановна Гутарёва https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/art/article/view/786 Ср, 29 дек 2021 00:00:00 +0300 Виталий Ильич Кандыба — первый искусствовед Приморья: материалы к биографии https://eurasia-art.ru/art/article/view/816 <p>Виталий Ильич Кандыба (1943–2016) — первый и на протяжении десятилетий единственный искусствовед в Приморском крае, преподаватель истории искусств в Дальневосточном институте искусств, арт-критик, разносторонне и глубоко погруженный в художественный процесс современного ему регионального искусства. Он не только представлял художников Дальнего Востока на всероссийском и всесоюзном уровне в советскую эпоху, но и в какой-то мере указывал направление развития дальневосточного искусства. Виталий Кандыба — автор книг об истории возникновения и путях развития изобразительного искусства Приморья, Хабаровского края, Амурской области с 1860-х до 1930-х годов, об образовании и деятельности Приморской организации Союза художников России, до сих пор являющихся обязательным источником для искусствоведов, посвятивших себя изучению творчества художников региона. Тем не менее его жизнь и творчество до настоящего времени недостаточно изучены. В статье делается попытка представить очерк творческой биографии В.И. Кандыбы, дать оценку роли и значения его деятельности.</p> Алена Алексеевна Даценко Copyright (c) 2021 Алена Алексеевна Даценко https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/art/article/view/816 Ср, 29 дек 2021 00:00:00 +0300 Образ Владивостока в произведениях живописи и графики из фондов Музея истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева https://eurasia-art.ru/art/article/view/788 <p>В художественной коллекции Музея истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева хранится более 200 произведений живописи и графики, посвященных Владивостоку. Они созданы во второй половине XX – начале XXI века. Приведенный в статье краткий обзор этого массива позволяет говорить о разнообразии техник и приемов, о широте образов, стремлении авторов запечатлеть неповторимое лицо города, о трансформации натурного подхода в символическое видение. Материалом исследования послужили произведения М.В. Филиппова, В.И. Герасименко, Б.Ф. Лобаса, И.В. Рыбачука, Ф.Н. Бабанина, А.В. Телешова, П.Я. Рогаля, Ж.С. Кочубея, И.А. Кузнецова, К.И. Шебеко, В.А. Гончаренко, В.П. Белоусова, Ю.С. Рачева, Е.В. и О.В. Осиповых, Л.А. Козьминой, В.А. Камовского, П.П. Куянцева, А.П. Заугольнова, С.М. Черкасова.</p> Ольга Ивановна Зотова Copyright (c) 2021 Ольга Ивановна Зотова https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/art/article/view/788 Ср, 29 дек 2021 00:00:00 +0300 «Вид города Якутска» из собрания Национального художественного музея Республики Саха (Якутия) https://eurasia-art.ru/art/article/view/797 <p>Визуальные образы, сохраненные в виде рисунков, гравюр, фотодокументальных материалов, являются важной частью реконструкции исторического прошлого народа. Раннее конструирование образа г. Якутска нашло отражение в рисунках и гравюрах российских и зарубежных исследователей и художников XVII–XVIII веков. Так, Вторая Камчатская экспедиция, работавшая в 1733–1743 годах по государственному заказу, одним из направлений своей работы избрала визуальную фиксацию и точную информацию по географии, этнографии коренного населения региона, проспектов городов. Цель представленного в статье исследования — выявление и комплексный анализ ранних изображений города Якутска в графических произведениях XVII–XVIII веков. На основе гравюры художника Гравировальной палаты Академии наук А.Г. Рудакова с рисунка И.В. Люрсениуса, рисовальщика академического отряда Второй Камчатской экспедиции, и графической работы французского пейзажиста Л.Н. Леспинасса из собрания Национального художественного музея Республики Саха (Якутия) показано значение видовых проспектов г. Якутска как ранних художественных репрезентаций города Якутска. Сделан вывод о том, что эти материалы способствовали накоплению сведений о Якутске, одном из старинных городов Сибири.</p> Галина Гаврильевна Неустроева Copyright (c) 2021 Галина Гаврильевна Неустроева https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/art/article/view/797 Ср, 29 дек 2021 00:00:00 +0300 Традиции дальневосточного ювелирного искусства в костюме народов Амура в XIX – начале XX века https://eurasia-art.ru/art/article/view/779 <p>Ювелирные украшения народов Амура — это важный элемент традиционной культуры, сформировавшийся под влиянием эстетических идеалов и являющийся отражением общности тунгусо-маньчжурского мира. Несмотря на обширность территорий и появление в XIX веке новых политических границ, семантика ювелирных украшений традиционного костюма была понятна и аборигенному населению Уссурийского края, и урбанизированному слою маньчжуров, освоивших города цинского Китая. Исследование базируется на предметах из фондовых коллекций Музея истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева, часть которых ранее не представлялась широкому зрителю. Сегодня именно музейные собрания, сформированные в XIX – первой половине XX века, стали базой для изучения технологии и семантики ювелирных украшений народов Дальнего Востока. При производстве ювелирных изделий, бытовавших среди коренных малочисленных народов Дальнего Востока, использовались самые разнообразные технологии, и от их сложности зависело место производства. Это были или профессиональные ювелирные мануфактуры маньчжурского Китая, или нанайские и удэгейские мастера, работавшие в стойбищах. И в данном контексте можно говорить о широких торговых связях, существовавших благодаря обороту ювелирных изделий. Долговечность материалов, использовавшихся при создании произведений ювелирного искусства, стала важным фактором преемственности культурных парадигм при смене поколений. Комплекс украшений, сложившийся на Дальнем Востоке в Средние века, просуществовал несколько столетий, пережил череду государственных образований и сохранился до XX века, пока цивилизационный слом не вытеснил традиционный уклад жизни охотников и рыболовов вместе с костюмом из повседневного использования.</p> Наталья Александровна Панкратьева Copyright (c) 2021 Наталья Александровна Панкратьева https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/art/article/view/779 Ср, 29 дек 2021 00:00:00 +0300 Становление искусства соцреализма в Монголии: основные этапы, роль российской художественной школы https://eurasia-art.ru/art/article/view/811 <p>Статья посвящена стилю социалистического реализма в изобразительном искусстве Монголии. Выделены основные этапы становления и факторы его формирования: революционные события и утверждение идеологии социализма; поддержка нового направления правительством Монголии, а также влияние российской художественной школы. Показана роль Российской академии художеств, Института им. И.Е. Репина, Института им. В.И. Сурикова в обучении и передаче художественных традиций и навыков монгольским художникам. Отмечено своеобразие монгольского варианта стиля соцреализма, синтезировавшего приемы и методы российской школы живописи с народными формами художественного творчества и буддийским искусством; показана непреходящая значимость и востребованность данного стиля в современном искусстве Монголии. Охарактеризовано творчество ведущих монгольских художников, и проведен искусствоведческий анализ ряда произведений.</p> Доржсурэн Уранчимэг, Гоу Чин Ян Copyright (c) 2021 Доржсурэн Уранчимэг, Гоу Чин Ян https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/art/article/view/811 Ср, 29 дек 2021 00:00:00 +0300 Роль музеев в современном художественном процессе Бурятии https://eurasia-art.ru/art/article/view/802 <p>Автор рассматривает роль государственных музеев и центров современного искусства в развитии изобразительного искусства Бурятии. В частности, показано, как решаются проблемы, порожденные географической удаленностью республики от культурных столиц России и сложившимся в русле академизма стереотипом «национального своеобразия». В настоящее время в Республике Бурятия достаточно заметны признаки активного развития современного искусства, поддерживаются молодые таланты. При этом автор отмечает, что ведущую роль в сохранении, продвижении произведений изобразительного искусства и художников играют именно государственные музеи. Именно там работы художников становятся музейными предметами — культурными ценностями, имеющими значение для истории и культуры государства и обладающими особыми признаками, которые делают необходимыми для общества их сохранение, изучение и публичное представление.</p> Татьяна Анатольевна Бороноева Copyright (c) 2021 Татьяна Анатольевна Бороноева https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/art/article/view/802 Ср, 29 дек 2021 00:00:00 +0300 Рыцарь энергетизма Александр Рычков-Галактионов https://eurasia-art.ru/art/article/view/813 <p>В статье рассматривается творчество ленинградско-петербургского художника Александра Николаевича Рычкова-Галактионова (р. 1948), живописца и графика, выпускника Института имени И.Е. Репина Российской академии художеств (1973). Особенностью его творческого пути стало обоснование им в 1990 году собственного творческого метода, названного «энергетизм», и изобразительной манеры «еxtantion». Его творчество условно делится на три периода, первый из которых — нащупывание своего авторского «я» (1970–1980-е годы). Второй период связан со временем исторической эпохи «перестройки», некоторые стороны которой художник стремился передать метафизическим изобразительным языком, отходя от прежней реалистической живописной манеры. Этот период может быть назван переходным к следующему, полуфигуративному этапу творчества, на котором художник окончательно формулирует свое творческое кредо.</p> Тамара Геннадьевна Чудиновская Copyright (c) 2021 Тамара Геннадьевна Чудиновская https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/art/article/view/813 Ср, 29 дек 2021 00:00:00 +0300 О произведениях Н.К. Рериха в Приморской государственной картинной галерее https://eurasia-art.ru/art/article/view/791 <p>В статье, основанной на материалах многолетних исследований автора, рассматриваются два произведения Николая Константиновича Рериха из собрания Приморской государственной картинной галереи. Внимание заостряется на причастности пейзажа «Туман» (1907) к серии «Финляндских этюдов» художника, а этюда «Дорожка» (1908) — к известной петербургской коллекции, в 1910-е годы принадлежавшей А.В. и Е.Л. Румановым. В настоящее время коллекция Румановых рассеяна по двадцати пяти государственным музеям бывшего Советского Союза. Больше всего произведений входит в собрание Русского музея. В Приморской картинной галерее хранится всего одна работа — этюд Рериха «Дорожка», и по ней довольно сложно судить о масштабе коллекции Румановых и месте данного этюда в числе других работ художника, входивших в ее состав. Уточнение истории создания и бытования обоих пейзажей Н.К. Рериха из собрания Приморской картинной галереи имеет важное значение для их изучения и научной каталогизации, а также для просветительской деятельности галереи.</p> Елена Пантелеевна Яковлева Copyright (c) 2021 Елена Пантелеевна Яковлева https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/art/article/view/791 Ср, 29 дек 2021 00:00:00 +0300 Осмысление и цифровизация наследия советских архитекторов А.В. Махровской, В.Н. Кочедамова и А.Н. Наумова в рамках проекта «Сохраненная культура» https://eurasia-art.ru/art/article/view/792 <p>Проект «Сохраненная культура» уже более десяти лет занимается изучением и продвижением в сети Интернет достижений отечественной науки и культуры ХХ века. Статья описывает и систематизирует уникальный опыт проекта по исследованию и актуализации творческого наследия выдающихся советских архитекторов: подготовку и публикацию воспоминаний об ученом-градостроителе, члене-корреспонденте РААСН А.В. Махровской, оцифровку личного архива историка градостроительства, декана архитектурного факультета Академии художеств В.И. Кочедамова и выпуск 4-томного издания его трудов с комментариями современных ученых, а также создание документального фильма «Архитектура блокады», посвященного памяти А.И. Наумова, доктора архитектуры, члена-корреспондента Академии строительства и архитектуры СССР, автора трех генеральных планов развития Ленинграда, организатора маскировки города в годы Великой Отечественной войны. Особое внимание в статье уделено проблеме цифрового разрыва и прикладным подходам и методам его преодоления, позволяющим сохранять и популяризировать памятники «бумажной» культуры прошлого века в условиях информационного общества через создание активного исследовательского сообщества.</p> Виктор Борисович Наумов, Анна Николаевна Асмолова Copyright (c) 2021 Виктор Борисович Наумов, Анна Николаевна Асмолова https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/art/article/view/792 Ср, 29 дек 2021 00:00:00 +0300 Новые альбомы и научные издания https://eurasia-art.ru/art/article/view/815 Copyright (c) 2021 https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/art/article/view/815 Ср, 29 дек 2021 00:00:00 +0300 К вопросу об атрибуции портрета императора Петра III кисти немецкого художника Георга Христофа (Кристофа) Гроота из фондов Приморской государственной картинной галереи https://eurasia-art.ru/art/article/view/800 <p>Статья является результатом исследования, проведенного в рамках работы над научным каталогом «Русская живопись XVIII – первой половины XIX века в собрании Приморской картинной галереи». Многие десятилетия никто не пересматривал «традиционную» атрибуцию «Портрета императора Петра III» кисти немецкого художника Георга Христофа (Кристофа) Гроота. И только при работе над каталогом авторство Г.Х. Гроота подверглось сомнению. Автор статьи опирается на классические методы исследования в искусствоведении: стилистический анализ, технико-технологическую экспертизу.</p> Ольга Алексеевна Батиевская Copyright (c) 2021 Ольга Алексеевна Батиевская https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/art/article/view/800 Ср, 29 дек 2021 00:00:00 +0300 «Китайский настольный экран» из собрания Национального художественного музея Республики Саха (Якутия): к вопросу определения сюжета https://eurasia-art.ru/art/article/view/780 <p>Статья посвящена изучению музейного памятника декоративно-прикладного искусства XIX века «Китайский настольный экран», раскрытию его сюжета, уточнению времени создания. Экран, как и большие ширмы, использовался в интерьере зданий, исполняя утилитарную и эстетическую функции, применялся для защиты пламени свечи от движения воздуха. Особенность традиционного китайского экрана — это его мобильность, декоративность и привлекательность используемых в декоре материалов. Как элемент традиционной культуры он отражал идею корреляции вещей в мире, нес в себе понятия красоты и совершенства в художественно-эстетическом оформлении интерьера. Всякая вещь — это уникальный кодовый знак этнокультуры, указывающий на своеобразие национального характера, представления об окружающем мире. Несмотря на то что со сменой эпох менялся стиль, декор, вводились новые материалы, отшлифованная веками традиционная вещь оставалась удобной и эстетичной, отличалась безукоризненной отделкой и высокой практичностью. На основе анализа художественного произведения и изучения специальной литературы автор интерпретирует сюжет, изображенный на настольном экране. В ходе исследования предмета на изображении были выявлены такие мифологические персонажи, как популярная даосская «восьмерка бессмертных», представителей которой часто изображали на произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства, легендарный Лао-цзы, древнекитайский философ VI–V веков до н. э., один из основателей философского учения Дао. На панно с даосскими святыми узнаются: древнее божество Си-ван-му — хозяйка персиков долголетия, покровительница домашнего очага Хэ Сянь-гу, Шоу-син — божество долголетия, красавица и чадоподательница Би-ся юань-цзюнь и божественный земледелец Шэнь-нун. Все они прибыли на пир к царице Запада Си-ван-му.</p> Ася Львовна Габышева Copyright (c) 2021 Ася Львовна Габышева https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/art/article/view/780 Ср, 29 дек 2021 00:00:00 +0300 Археологические лаковые объекты из могильника Оргойтон https://eurasia-art.ru/art/article/view/789 <p>Исследованные лаковые артефакты были обнаружены при раскопках княжеского кургана хунну на могильнике Оргойтон в Забайкалье, который датируется I веком до н. э. – I веком нашей эры. Хотя захоронение было разграблено в древности, в нем были обнаружены детали колес китайской колесницы, покрытые черным лаком, а также мелкие фрагменты, возможно, осколки лаковой посуды. Технологические особенности этих разнообразных объектов были изучены путем исследования стратиграфии шлифов с помощью методов поляризационной микроскопии (ПМ) и сканирующей (растровой) электронной микроскопии в сочетании с энергодисперсионным рентгеновским микроанализом (РЭМ/ЭРМ). Состав органических материалов был изучен с помощью метода пиролитической хромато-масс-спектрометрии. В результате исследования было показано, что при создании всех предметов был использован китайский лак уруси. Поскольку лаковые деревья, сок которых служит для изготовления такого рода изделий, не произрастают в этом регионе, полученный результат дополняет имеющуюся информацию о существовании этнических контактов между Китаем и народами, проживающими в Забайкалье. После исследования археологических объектов была проведена их консервация.</p> Камилла Бурхановна Калинина, Николай Николаевич Николаев, Марина Валерьевна Мичри, Александр Игоревич Ревельский Copyright (c) 2021 Камилла Бурхановна Калинина, Николай Николаевич Николаев, Марина Валерьевна Мичри, Александр Игоревич Ревельский https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/art/article/view/789 Ср, 29 дек 2021 00:00:00 +0300 Реставрация силуэта «Император Николай I и кадет Бубнов» https://eurasia-art.ru/art/article/view/785 <p>В статье представлено описание реставрации силуэта «Император Николай I и кадет Бубнов», переданного наряду с другими силуэтами в лабораторию научной реставрации графики из отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа. Композиция предмета состоит из бумажного силуэта в рамке золотого цвета, наклеенного на черный глянцевый фон, бумажную и картонную подложки. Данный силуэт передан в реставрацию из-за повреждений, имеющих тенденцию к развитию и неблагоприятных как для состояния сохранности бумаги-основы, так и для красочных слоев. Исследования бумаги позволили выявить визуально незаметный слой свинцовых белил на поверхности силуэта. В процессе реставрации была открыта исторически значимая надпись «Подарок Мейбаумъ 4. 28 августа 1835». Мы можем предположить, что надпись указывает на автора силуэта, воспитанника Первого кадетского корпуса Мейбаума, либо на его родственника, подарившего силуэт. С каждым элементом предмета проведены реставрационные мероприятия. Основная часть работ выполнена над бумажным силуэтом, имеющим не только пятна, но и разрывы вследствие деформации бумажной основы и картона. Особенностями оформления композиции после реставрации является инкапсулирование силуэта в полиэфирную пленку, предотвращающую взаимодействие свинцовых белил с воздухом, и крепление всех элементов конструкции по верхнему краю. После реставрации сохранен авторский замысел: инкапсулированный силуэт на черном глянцевом фоне, окаймленный рамкой золотого цвета, крепится к бумажной подложке.</p> Динара Махарямовна Мамина Copyright (c) 2021 Динара Махарямовна Мамина https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/art/article/view/785 Ср, 29 дек 2021 00:00:00 +0300 Особенности реставрации буддийских тангка https://eurasia-art.ru/art/article/view/795 <p>Цель статьи — познакомить реставраторов и исследователей с традиционными и современными методами реставрации буддийской живописи на холсте, c оборудованием и материалами, которые применяются в лаборатории научной реставрации восточной живописи Государственного Эрмитажа. Актуальность данной работы продиктована развитием реставрационной практики буддийской живописи в последние десятилетия. В исследовании показано, как появление новых высокотехнологичных материалов, оборудования и методов исследования памятников позволяет реставратору более эффективно работать с ними. Также в данной работе показаны результаты изучения и исследования двух тангка. Комплексное исследование тангка, проведенное силами специалистов научно-исследовательских лабораторий, позволило правильно выбрать методики реставрации. Кроме этого, в работе приводятся краткие исторические сведения об иконографии и технологии создания тангка. В статье проводится анализ реставрационных методик и их выбора, рассматриваются этические проблемы, связанные с допустимой степенью вмешательства в структуру памятника. На примере сравнения подходов к реставрации двух буддийских тангка, реставрированных в разные годы (тангка «Образ буддийский Дорджэ Лэкпа» в 2018 году и тангка «Махакала синий шестирукий, трехглазый, стоящий на слоне с человеческой фигурой» в 2021 году), описаны различные методики. Анализ проведенных реставрационных мероприятий включает в себя описание проведенных исследований памятников до реставрации и методов отчистки поверхности, укрепления красочного слоя, восполнения грунта, выравнивания основы и восполнения утрат красочного слоя. В статье показана практическая значимость и результативность применения различных материалов, оборудования и методов реставрации буддийской живописи. Обобщены результаты реставрации обоих памятников.</p> Варвара Андреевна Румянцева, Елена Григорьевна Шишкова, Юлия Игоревна Елихина, Яна Рустэмовна Уразаева, Ксения Сергеевна Чугунова Copyright (c) 2021 Варвара Андреевна Румянцева, Елена Григорьевна Шишкова, Юлия Игоревна Елихина, Яна Рустэмовна Уразаева, Ксения Сергеевна Чугунова https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/art/article/view/795 Ср, 29 дек 2021 00:00:00 +0300 Традиционное декоративно-прикладное искусство народов Чукотки и его традиции в современной субкультуре https://eurasia-art.ru/art/article/view/790 <p>В статье представлен обзор объектов декоративно-прикладного искусства коренного населения в Чукотском автономном округе. Материалом исследования послужили музейные коллекции Чаунского краеведческого музея, основу которых составляют предметы быта, этнографии и декоративно-прикладного искусства «оленных» (кочевых) и «сидячих» (оседлых) чукчей, эскимосов и других народов; а также архив Певекской школы искусств. Опираясь на опыт Чаунского краеведческого музея в области комплектования и экспонирования предметов декоративно-прикладного искусства, предлагается рассмотреть образцы традиционного чукотского искусства, а также его традиции в современной субкультуре. Под традиционным искусством понимается косторезное искусство народов Чукотки, а также вышивка из кожи и меха — такое разделение соответствует делению коренных жителей на кочевых и оседлых. Под современной субкультурой в данном случае понимается культура, созданная в многонациональном регионе в процессе ассимиляции местных жителей и так называемого «пришлого» населения — русских, украинцев и многих других. В результате происходили не только смешанные браки, но и взаимное обогащение культурных традиций — это ярко проявилось в проведении праздников, создании литературных произведений, а также в создании предметов декоративно-прикладного искусства. В собрании Чаунского краеведческого музея представлены подобные образцы декоративно-прикладного искусства как чукотских мастеров, так и мастеров других национальностей.</p> Валерия Юрьевна Швец-Шуст Copyright (c) 2021 Валерия Юрьевна Швец-Шуст https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/art/article/view/790 Ср, 29 дек 2021 00:00:00 +0300 Реставрация китайского альбома XVIII века https://eurasia-art.ru/art/article/view/799 <p>Цель данного исследования — познакомить специалистов, занимающихся изучением и реставрацией произведений китайской живописи, с опытом, полученным в Государственном Эрмитаже. В процессе изучения текстов «Альбома рисунков. Путешествие императора Цяньлуна на юг Китая» хранителем К.Ф. Самосюк была установлена дата его создания — 1751–1758 годы. Альбом с китайской живописью был исследован всесторонне: проведены физико-химические и биологические исследования, которые позволили определить методику его реставрации. В России мало информации о реставрации альбомов такого рода. Исследование и реставрация китайской живописи осложняется хрупкостью материалов — бумаги и шелка, а также утонченностью техники живописи, поэтому были выбраны неразрушающие методы исследования без взятия проб. Рассматривались также этические проблемы. Были применены физический, химический и биологический анализы для определения подходящего метода реставрации. Биологические исследования подтвердили необходимость замены старых, обветшавших страниц альбома новыми. Для реставрации и сохранения альбома были использованы традиционные китайские методы реставрации и собственный опыт. Об исследовании и реставрации китайской живописи и каллиграфии, помещенных в альбомы, не так много информации. Наряду с другими источниками впервые в отечественной практике было использовано «Иллюстрированное руководство по монтированию китайской каллиграфии и живописи» Янь Гуйжуна, 2013. В статье также рассматривается проблема адаптации альбомов с живописью и каллиграфией к новым требованиям хранения и экспонирования графики. Изменение исторической формы монтирования листов с изображениями было вызвано сильным разрушением конструкции альбома. Новая форма хранения позволила выставлять альбом отдельными листами на различных тематических выставках с возможностью их ротации на экспозиции. В данной статье показан логический ход выбора методики реставрации, основанный на результатах исследований памятника и сочетании традиционных и современных методов реставрации.</p> Елена Григорьевна Шишкова, Кира Федоровна Самосюк, Анна Олеговна Дивлеткильдеева, Ольга Львовна Смоляницкая, Сергей Владимирович Хаврин, Ксения Сергеевна Чугунова, Ирина Андреевна Григорьева, Яна Рустэмовна Уразаева Copyright (c) 2021 Елена Григорьевна Шишкова, Кира Федоровна Самосюк, Анна Олеговна Дивлеткильдеева, Ольга Львовна Смоляницкая, Сергей Владимирович Хаврин, Ксения Сергеевна Чугунова, Ирина Андреевна Григорьева, Яна Рустэмовна Уразаева https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/art/article/view/799 Ср, 29 дек 2021 00:00:00 +0300 От редактора https://eurasia-art.ru/art/article/view/817 <p>Перед вами выпуск № 4 (23) журнала "Искусство Евразии", основной раздел которого посвящен художественной жизни Дальнего Востока России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона.</p> Copyright (c) 2021 https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/art/article/view/817 Ср, 29 дек 2021 00:00:00 +0300 Парамита https://eurasia-art.ru/art/article/view/798 <p>Статья посвящена иконографии парамит. Приведены известные тибетские изображения, мандалы Дхармадхату-Вагишвара Манджугоша, Махавайрочана, Ваджрахату, Гарбхадхату. Перевод статьи Локеша Чандры из «Словаря буддийской иконографии» выполнен С.М. Белокуровой.</p> Локеш Чандра Copyright (c) 2021 Локеш Чандра https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/art/article/view/798 Ср, 29 дек 2021 00:00:00 +0300 К проблеме содержания и области применения термина «школа» в современном искусствоведении (на примере Дальневосточного региона) https://eurasia-art.ru/art/article/view/801 <p>Редкое исследование, посвященное современному художественному процессу, его участникам, обходится без употребления термина «школа». При этом его содержание трактуется очень широко: от сложившейся и действующей на протяжении большого отрезка времени системы полного цикла профессионального художественного образования до принадлежности художников одной территории или следования за лидером в выборе стилевых предпочтений. В статье дается краткий очерк истории появления и бытования термина «школа», предлагается уточнение его содержания в современных условиях и на этой основе предпринимается попытка оценить ситуацию с формированием региональных школ в России на примере Дальнего Востока.</p> Copyright (c) 2021 Наталья Андреевна Левданская https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/art/article/view/801 Ср, 29 дек 2021 00:00:00 +0300 Выставка «Новый русский пейзаж» в рамках Первой биеннале современного искусства в Ярославле https://eurasia-art.ru/art/article/view/773 <p>С 18 сентября по 14 ноября 2021 года в Ярославле прошла Первая биеннале современного искусства, которая была организована по инициативе Научно-организационного управления по координации программ фундаментальных научных исследований Российской академии художеств и при поддержке Президиума РАХ. 28 сентября в Ярославском центре современного искусства «Дом муз» открылась главная выставочная площадка биеннале. Ее куратор, художник Евгения Буравлева предложила тему «Новый русский пейзаж», которая послужила лейтмотивом всего фестиваля.</p> Copyright (c) 2021 https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/art/article/view/773 Ср, 29 дек 2021 00:00:00 +0300 «Краткое содержание». Выставка произведений Ольги Булгаковой в Российской академии художеств https://eurasia-art.ru/art/article/view/774 <p>Российская академия художеств 29 сентября – 10 октября 2021 года представила выставку произведений академика РАХ Ольги Васильевны Булгаковой «Краткое содержание». В экспозиции представлены живописные произведения 1980–2010-х годов, а также ряд карандашных и акварельных эскизов, выполняемых автором начиная с 1970-х годов. Словно «пересказывая» жизнь, свой творческий поиск и принципы работы над картиной, художник выставляет краткие, но ёмкие акценты там, где масштабные ретроспективные выставки, в виду выбранной генеральной линии, обычно утрачивают остроту исторических событий и ту хрупкость, на которой зиждется современность искусства.</p> Copyright (c) 2021 https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/art/article/view/774 Ср, 29 дек 2021 00:00:00 +0300 «Под шум берёз». Выставка произведений Олега Молчанова в Российской академии художеств https://eurasia-art.ru/art/article/view/777 <p>В Российской академии художеств 12 октября – 7 ноября 2021 г. состоялась выставка произведений заслуженного художника России, члена-корреспондента РАХ Олега Молчанова «Под шум берёз». Ретроспективная экспозиция охватила более чем 35-летний период творческой деятельности и продемонстрировала около ста живописных полотен продолжателя традиций русской реалистической пейзажной живописи. На выставке также были показаны фотографии скульптурных и архитектурных проектов, созданных автором.</p> Copyright (c) 2021 https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/art/article/view/777 Ср, 29 дек 2021 00:00:00 +0300 «Петербург. Роман с городом». Выставка произведений Бориса Мессерера в МВК РАХ https://eurasia-art.ru/art/article/view/775 <p>Российская академия художеств 13 октября – 28 ноября 2021 года представила выставку произведений народного художника России и академика РАХ Бориса Асафовича Мессерера. Мастер большой формы, сценограф и автор инсталляций не мог не создать свою петербургскую мифологию, которая не нуждается в присутствии человека, но сохраняет его страстную и стойкую душу. Пейзажи, созданные московским автором, отличаются изобразительной плотностью, цветовой насыщенностью и крепким рисунком. В экспозиции было представлено около пятидесяти графических и живописных работ, выполненных автором в период с середины XX века по настоящее время.</p> Copyright (c) 2021 https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/art/article/view/775 Ср, 29 дек 2021 00:00:00 +0300 «Мой сад, мой цвет». Живопись, графика. Выставка произведений Ирины Лотовой в залах Российской академии художеств https://eurasia-art.ru/art/article/view/782 <p>Российская академия художеств 20–31 октября 2021 года представила выставку произведений члена-корреспондента РАХ Ирины Лотовой «Мой сад, мой цвет». Экспозицию составили около сорока живописных и графических работ нескольких последних лет, выполнены в технике масляной живописи, гуаши, темперы, пастели.</p> Copyright (c) 2021 https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/art/article/view/782 Ср, 29 дек 2021 00:00:00 +0300 Выставочный проект «Шедевры русского искусства из американских коллекций» в РАХ https://eurasia-art.ru/art/article/view/776 <p>Российская академия художеств и Московский музей современного искусства 9 ноября – 12 декабря 2021 годапредставили выставку «Шедевры русского искусства из американских коллекций», организованную нью-йоркской галереей ABA. В экспозицию вошли произведения искусства величайших мастеров русской живописи: Абрама Архипова, Филиппа Малявина, Константина Коровина, Николая Рериха, Михаила Ларионова, Александра Яковлева, Бориса Григорьева, Давида Бурлюка, Ивана Пуни, Роберта Фалька, Александры Экстер и другие.</p> Copyright (c) 2021 https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/art/article/view/776 Ср, 29 дек 2021 00:00:00 +0300 «Первая эскадра». Выставка произведений Бориса Бельского в Российской академии художеств https://eurasia-art.ru/art/article/view/793 <p>Российская академия художеств 17 ноября – 12 декабря 2021 года представила выставку произведений известного графика, одного из крупнейших мастеров шелкографии, заслуженного художника России, академика РАХ Бориса Бельского «Первая эскадра».</p> Copyright (c) 2021 https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/art/article/view/793 Ср, 29 дек 2021 00:00:00 +0300 «Портрет времени». Выставка произведений Александра Теслика в Российской академии художеств https://eurasia-art.ru/art/article/view/794 <p>Российская академия художеств 17 ноября – 12 декабря 2021 года представила выставку произведений народного художника РФ, академика Российской академии художеств Александра Ивановича Теслика. Экспозицию составили около 50 работ разных лет.</p> Copyright (c) 2021 https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/art/article/view/794 Ср, 29 дек 2021 00:00:00 +0300 «Вооруженный зреньем». Выставка произведений Андрея Есионова в Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева https://eurasia-art.ru/art/article/view/783 <p>1 декабря 2021 – 20 февраля 2022 года в Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева состоялась выставка современного московского художника, лауреата национальных и международных премий, почетного академика Академии изящных искусств и рисунка во Флоренции и академика Российской академий художеств Андрея Есионова. В экспозицию вошло около 100 живописных и графических работ, в числе которых акварельные серии на остросоциальные и бытовые сюжеты, а также картины философско-религиозного жанра. Некоторые произведения представлены широкой публике впервые.</p> Copyright (c) 2021 https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/art/article/view/783 Ср, 29 дек 2021 00:00:00 +0300 «Корабль плывет». Выставка произведений Бориса Бельского в Мемориальном музее «Творческая мастерская С.Т. Коненкова» https://eurasia-art.ru/art/article/view/806 <p>В рамках многолетнего выставочного проекта «Диалог с мастером» в Мемориальном музее «Творческая мастерская С.Т. Коненкова» с 7 по 29 декабря 2021 года была открыта выставка произведений академика РАХ Бориса Бельского «Корабль плывет». В экспозиции были представлены графические листы и записные книжки художника.</p> Copyright (c) 2021 https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/art/article/view/806 Ср, 29 дек 2021 00:00:00 +0300 «Уникальная интонация». Выставка произведений Веры Мыльниковой и учеников в МВК РАХ https://eurasia-art.ru/art/article/view/807 <p>Российская академия художеств с 7 декабря 2021 по 23 января 2022 года представила выставку «Уникальная интонация». Масштабная экспозиция, размещенная на двух этажах МВК РАХ, продемонстрировала около 90 живописных полотен, выполненных академиком РАХ Верой Андреевной Мыльниковой и учениками возглавляемой ею Творческой мастерской монументальной живописи в Санкт-Петербурге. Это пятнадцать молодых, но преуспевающих художников: Сергей Данчев, Сергей Коваль, Станислав Мирошников, Александр Тыщенко, Сергей Секирин, Антон Мелентьев, Евгений Ячный, Иван Покидышев, Григорий Кадыков, Чермен Гугкаев, Рустам Яхиханов, Иван Журавлев, Арсений Багдасарян, Татьяна Чикова, Ольга Фомина.</p> Copyright (c) 2021 https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/art/article/view/807 Ср, 29 дек 2021 00:00:00 +0300 «Радость бытия». Выставка произведений Николая Боровского в Российской академии художеств https://eurasia-art.ru/art/article/view/808 <p>Российская академия художеств с 15 декабря 2021 по 9 января 2022 года представила выставку произведений заслуженного деятеля искусств РФ, народного художника РФ, академика и члена Президиума РАХ Николая Ивановича Боровского «Радость бытия». Экспозицию составили более 100 произведений реалистического искусства, созданных автором за полвека художественной биографии.</p> Copyright (c) 2021 https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/art/article/view/808 Ср, 29 дек 2021 00:00:00 +0300 «Посвящение…» . Выставка произведений Юрия Григоряна в Российской академии художеств https://eurasia-art.ru/art/article/view/809 <p>Российская академия художеств с 17 декабря 2021 по 9 января 2022 года представила выставку произведений заслуженного художника РФ, члена-корреспондента РАХ Юрия Суреновича Григоряна. Было показано около сорока произведений нескольких последних лет.</p> Copyright (c) 2021 https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/art/article/view/809 Ср, 29 дек 2021 00:00:00 +0300 «Секунды. Минуты. Часы. Дни». Выставочный проект из музейных фондов Российской академии художеств https://eurasia-art.ru/art/article/view/810 <p>Выставочный проект «Секунды. Минуты. Часы. Дни» — это первая тематическая экспозиция, представившая 22 декабря 2021 – 30 января 2022 года широкой публике музейный фонд Российской академии художеств, включающий более 1200 произведений, подаренных художниками — членами академии. Проект не только тематический, но и в некоторой степени интерактивный, позволивший зрителю посмотреть на собственный опыт со стороны. Экспозиция объединила более восьмидесяти произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства известных художников, членов Российской академии художеств: П.Ф. Никонова, В.Г. Калинина, З.К. Церетели, И.П. Обросова, М.В. Дронова, В.А. Евдокимова, Т.Г. Назаренко, В.А. Малолеткова, А.В. Волкова, И.Г. Снегура, Н.И. Нестеровой, М.П. Митурич-Хлебникова, Н.А. Пономарева, И.А. Старженецкой, И.В. Пчельникова, Т.А. Файдыш, А.Г. Ситникова, О.В. Булгаковой и многих других.</p> Copyright (c) 2021 https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/art/article/view/810 Ср, 29 дек 2021 00:00:00 +0300 Выставка «Художник-реставратор Адольф Николаевич Овчинников. Страницы жизни. 1931–2021» https://eurasia-art.ru/art/article/view/814 <p>20 декабря 2021 г.&nbsp; — 24 марта 2022 г. в «Иконотеке А.Н. Овчинникова» Центра имени Грабаря (Пречистенский переулок д.5 А) открыта выставка&nbsp; «Художник-реставратор Адольф Николаевич Овчинников. Страницы жизни. 1931–2021». Выставка приурочена к 90-летию Адольфа Николаевича Овчинникова и представляет этапы творческого пути художника-реставратора и исследователя, почетного члена Российской академии художеств, заслуженного деятеля искусств.</p> Copyright (c) 2021 https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/ https://eurasia-art.ru/art/article/view/814 Ср, 29 дек 2021 00:00:00 +0300