Искусство буддизма в музее как источниковедческая база научного исследования
№ 4 (15) 2019 "Искусство Евразии", научный журнал об искусстве.
PDF
PDF

Ключевые слова

искусство, буддизм, Калмыкия, культурное наследие, музей, коллекция, атрибуция, источники, каталог, научные основы, исследования,

Как цитировать

Батырева С. Г. Искусство буддизма в музее как источниковедческая база научного исследования // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2019. № 4 (15). С. 267-277. URL: https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2019.04.018.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Текущий выпуск

Отправить материал

Аннотация

В настоящей статье рассматривается проблема изучения музейной коллекции буддийского изобразительного искусства Калмыкии, а также сохранения художественного наследия в условиях глобализации культур. Автор ставит цель создать научно обоснованные информационные ресурсы на базе исследования музейных коллекций и экспонатов. Информация составляет суть музейного дела, в основе которого лежит научно-исследовательская деятельность, объединяющая сферы комплектования, учета и хранения фондов, с одной стороны, с другой – коммуникативная, связанная с экспозиционно-выставочной деятельностью. Исходными в работе музея являются не только сохраняемый фонд, но и сведения об экспонатах, собираемые в  процессе комплектования фонда и создания каталога музейного собрания, состоящего из коллекций. Основываясь на богатой традиции описания и каталогизации предметов искусства, а также применяя современные технологии и искусствоведческие методы, стало возможным подготовить и издать научный каталог коллекций основного фонда Музея традиционной культуры имени Зая-пандиты Калмыцкого научного центра РАН.

https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2019.04.018

Благодарности

Статья написана при поддержке гранта РФФИ № 19-512-44002 / 19 «Народное декоративно-прикладное искусство ойратов Монголии и калмыков России: общее и особенное в сравнительно-сопоставительном анализе».

Библиографические ссылки

  1. образов будды Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры). Исследование коллекции № 5942. / Авт.-сост. Е.В. Иванова, А.Ф. Дубровин, отв. ред. И.А. Алимов. – СПб.: МАЭ РАН, 2014. – 338 с.: ил.
  2. Батырева С.Г. Буддийская коллекция музейного собрания КалмНЦ РАН: изучение и составление каталога (2014–2016): Монография [Текст]. – Элиста: КалмНЦ РАН, 2016. – 160 с.
  3. Батырева С.Г. Из опыта создания Музея калмыцкой традиционной культуры имени Зая-пандиты КИГИ РАН // Альманах-2002. Музеи Российской академии наук. – М., 2004. – С.165-172.
  4. Батырева С.Г. Искусство Калмыкии ХVIII – ХХ вв. Каталог. Калмыцкая гос. картинная галерея. – Элиста: Кавказская здравница, 1984. – 32 с.: ил.
  5. Батырева С.Г. Старокалмыцкое искусство XVII – начала XX вв. Опыт историко-культурной реконструкции. – М.: Наука, 2005. – 141 с.: ил.
  6. Батырева С.Г. Старокалмыцкое искусство. Альбом. – Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1991. – 127 c.: 102 ил.
  7. Батырева С.Г. Традиционное изобразительное искусство Калмыкии XIX – нач. XX вв. Опыт историко-культурной реконструкции. – Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. – 428 c.
  8. Грюнведель А. Обзор собрания предметов ламайского культа князя Э.Э. Ухтомского. – СПб.: Biblioteca Buddhica, VI. Ч. 1, 2, 1905. – 138 c.: ил.
  9. Гумилев Л.Н. Старобурятская живопись. Исторические сюжеты в иконографии Агинского дацана. – М.: Искусство, 1975. – 54 с.
  10. Гумилев Л.Н., Кузнецов Б.И. Опыт разбора тибетской иконографии // Декоративное искусство СССР. – 1972. – № 5. – С. 26 -31.
  11. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М.: Искусство, 1972. 320 с.
  12. Жуковская Н.Л. Категории и символика традиционной культуры монголов / Отв. ред. А.П. Деревянко; АН СССР; Институт этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. – М.: Наука, Гл. ред. вост. литературы, 1988. – 196 с.
  13. Ковалев И.Г. Калмыцкий народный орнамент. – Элиста: Калм. кн. изд., 1970. – 148 с.
  14. Кочешков Н.В. Декоративное искусство монголоязычных народов ХIХ – середины ХХ вв. / Отв. ред. С.В. Иванов. – М.: Наука, 1979. – 206 с.
  15. Кочешков Н.В. Этнические традиции в искусстве монголоязычных народов МНР и СССР (ХIХ – 70 гг. ХХ вв.). Автореферат на соискание ученой степени доктора исторических наук. – М., 1980. – 48 с.
  16. Обитель милосердия. Искусство тибетского буддизма: каталог выставки / Государственный Эрмитаж. – СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2015. – 512 с.: ил.
  17. Пальмов Н.Н. Несколько слов по вопросу о культурно-художественных влияниях, каким мог подвергаться калмыцкий народ в продолжении своей исторической жизни // К открытию областного Калмыцкого историко-этнографического музея. – Астрахань, 1921. – С. 6-14.
  18. Пюрвеев Д.Б. Культовое зодчество калмыков в ХVII – ХIХ вв. // Вопросы истории ламаизма в Калмыкии. – Элиста: КНИИФЭ, 1987. – C. 24-39.
  19. Сычев Д.В. Заметки о калмыцком орнаменте // О калмыцком прикладном искусстве. – Волгоград, 1967. – С. 36-52.
  20. Сычев Д.В. Хальмг улсин эрдм. Альбом. – Элиста: Калмиздат, Министерство культуры КАССР, Респ. краев. музей, 1970. – 112 с.: ил.
  21. Терентьев А.А. К вопросу о каталогизации ламаистских коллекций в музеях СССР // Музеи в атеистической пропаганде: Сб. трудов ГМИРиА. – Л.: Государственный музей истории религии и атеизма, 1978. – С. 109-119.
  22. Терентьев А.А. Опыт унификации музейного описания буддийских изображений в критике буддизма // Использование музейных коллекций в критике буддизма / Сборник научных трудов. – Л.: Государственный музей истории религии и атеизма, 1981. – С. 6-120.
  23. Топоров В.Н. Заметки о буддийском изобразительном искусстве в связи с вопросом о семиотике космологических представлений // Труды по знаковым системам. II. (Ученые записки Тартусского государственного университета, вып.181). – Тарту, 1965. – С.221-230.
  24. Топоров В.Н. К реконструкции некоторых мифологических представлений // Народы Азии и Африки. – 1964. – № 3. – С. 101-110.
  25. Топоров В.Н. Мандала. Модель мира. Пространство // Мифы народов мира. Т.II / Гл. ред. С.А. Токарев. – М.: Советская энциклопедия, 1992. – С. 100-102.
  26. Трошин И.И. Очерки изобразительного искусства Калмыкии. – Волгоград: Волгоградская правда, 1970. – 121 с.
  27. Getty A. The gods of Nothern Buddhism, Their history, iconografy and progressive evolution trough the northern buddhist countries. Oxford: Clarendon Press. 1928. 376 p.
  28. Gordon A. The iconography of Tibetan Lamaism. Tokio: Rutland. Vt. C.E. Tuttle Co., 1959. – 131 p., 88 plates.
  29. Pott P.H. Introduction to the Tibetan collection of the national museum of etnology. Leiden, E.J.Brill, 1951.
  30. Roerich G.Tibetan paintings. Paris: Paul Geuthner, 1925.– 95 p., 12 frontis, 17 plates.
  31. Tucci G. Tibetan painted scroll. Roma: La libreria Dello Stato. First ed. Vol. 1–3. 1949.798 p.