Пространственное мировидение тюрко-монгольских народов (по материалам коллекций узорного войлока музеев России)
№ 3 (14) 2019 "Искусство Евразии", научный журнал об искусстве.
PDF
PDF

Ключевые слова

номады, культура, наследие, искусство, войлок, войлоковаляние, стежка, аппликация, орнамент, пространство, мировидение,

Как цитировать

Батырева С. Г. Пространственное мировидение тюрко-монгольских народов (по материалам коллекций узорного войлока музеев России) // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2019. № 3 (14). С. 87-104. URL: https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2019.03.006.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Текущий выпуск

Отправить материал

Аннотация

Изучение культурного наследия, хранящегося в собраниях музеев, призвано зафиксировать в описании художественные традиции народов России. В условиях глобализации и интеграции мирового сообщества, в усиливающемся процессе исчезновения наследия малых этносов приходит понимание необходимости его сохранения с целью дальнейшего исследования. Российская культура не может быть полноценно изучена вне ее локальных явлений, целенаправленно вводимых в научный оборот. В междисциплинарном музееведческом подходе, сочетающем методы искусствознания, истории и этнокультурологии, выстроено данное исследование. Предметом анализа является прикладное искусство тюрко-монгольских кочевников из музейных собраний Калмыкии, Санкт-Петербурга и Тувы. Экспонаты войлоковаляния, рассматриваемые через призму традиций технической и художественной обработки шерсти, дают возможность выявить архетипы творческого мышления и этническое своеобразие орнаментальной композиции изделий. В декоре войлока, древнейшего материала, созданного в кочевом укладе животноводческого хозяйства, выражено пространственное мировидение номадов, его локальные особенности.

https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2019.03.006

Библиографические ссылки

  1. Бадмаев А.А. Ремесла агинских бурят (к проблеме этнокультурных контактов). – Новосибирск: Институт археологии и этнографии СО РАН, 1997. – 160 с.
  2. Батырева С.Г. Из опыта создания Музея калмыцкой традиционной культуры имени Зая-пандиты КИГИ РАН // Альманах-2002. Музеи Российской Академии наук. – М., 2004. – С. 165-172.
  3. Батырева С.Г. Народное декоративно-прикладное искусство калмыков XIX – начала ХХ вв. – Элиста: АОр «НПП «Джангар», 2006. – 160 с.: ил.
  4. Батырева С.Г. Музей традиционной культуры в системе науки и образования. – Элиста: ЗАОр «НПП «Джангар», 2007. – 184 с. (илл.).
  5. Батырева С.Г. Художественная обработка войлока в кочевом быту калмыков России и ойратов Монголии. К постановке проблемы изучения (на материале музейных коллекций России) // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. – 2017. – № 3. – С. 93–99.
  6. Батырева С.Г. Войлок в системе комплектования музейного фонда КалмНЦ РАН // Бюллетень Калмыцкого научного центра РАН. – 2017. – № 1 (1). – С. 164-167.
  7. Батырева С.Г. Войлок в музейном собрании Государственного Эрмитажа: к вопросу образного мышления номадов Центральной Азии // Вестник Калмыцкого университета. – 2018. – № 3 (39). – С. 6-13.
  8. Вайнштейн С.И. История народного искусства Тувы. – М.: Наука, 1974. – 224 с.
  9. Вайнштейн С.И. Мир кочевников Центра Азии. – М.: Наука, 1991. – 296 с.
  10. Гамзатова П.Р. Архаические традиции в народном декоративно-прикладном искусстве. К проблеме культурного архетипа. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – 144 с.
  11. Глушкова Т.Н., Полосьмак Н.В. Технологическая характеристика ковров из Ноин-Улы // Древние культуры Монголии и Байкальской Сибири. Вып. 3. – Улан-Батор, 2012. – Т. 1. – С. 153-157.
  12. Грязнов М.И., Булгаков А.И. Древнее искусство Алтая. – Л., 1958. – 95 с.
  13. Древняя Сибирь. Путеводитель по выставке «Культура и искусство древнего населения Сибири VII в. до н.э. – XIII в. н. э.». Л.: Аврора, 1976. – 131 с.
  14. Елихина Ю.И. Сокровища курганов Ноин-Улы (Северная Монголия). Находки экспедиции П.К. Козлова 1923–1926 гг., хранящиеся в Государственном Эрмитаже. – Саарбрюккен: Lap Lambert Academic Publishing, 2018. – 317 с.
  15. Искусство войлока в тюркском мире: история и современность. Материалы Международного симпозиума «Искусство войлока в тюркском мире: история и современность» (Казань, 29–30 января 2009 года») / Авт.-сост. Р.Р.Султанова. – Казань: Изд-во «Заман», 2013. – 248 с.
  16. Колчина Е.В. Выставка «Мир войлока» в РЭМ // Искусство войлока в тюркском мире: история и современность. Материалы Международного симпозиума (Казань, 29–30 января 2009 года»). – Казань: Изд-во «Заман», 2013. – С. 23-25.
  17. Полосьмак Н.В., Богданов Е.С., Цэвээндорж Б. Двадцатый Ноин-улинский курган. – Новосибирск: Инфолио, 2012. – 184 с.
  18. Руденко С.И. Культура хуннов и ноин-улинские курганы. – М–Л: Изд-во Академии наук СССР, 1962. – 205 с.
  19. Руденко С.И. Древнейшие в мире художественные ковры и ткани из оледенелых курганов Горного Алтая. – М.: Искусство, 1968. – 135 с.
  20. Руденко С.И. Искусство Алтая и Передней Азии (середина I тысячелетия до н.э.). – М.: Издательство восточной литературы, 1961. – 65 с.
  21. Cултанова Р.Р. Искусство войлока в аспекте изучения тюркского художественного мышления // Искусство войлока в тюркском мире: история и современность. Материалы Международного симпозиума (Казань, 29–30 января 2009 года»). – Казань: Издательство «Заман», 2013. – С. 11-15.
  22. Хузин Ф.Ш. Войлок в культуре и быту средневековых кочевников евразийских степей // Искусство войлока в тюркском мире: история и современность» (Казань, 29–30 января 2009 года). – Казань: Издательство «Заман», 2013. – С. 16-22.
  23. Цултэм Н.-О. Искусство Монголии с древнейших времен до начала ХХ века. – М., 1984. – 232 с., ил.