Аннотация
Статья посвящена понятию чутай, означающему внутреннюю область просветления и в буддийском искусстве воплощенному в изображении центра лотоса с восемью лепестками. Символика и иконография образа рассмотрены в связи со структурой мандалы Гарбхадхату и расположением буддийских божеств. Приводятся примеры и иллюстрации из Трипитаки (свода раннебуддийских священных текстов, созданных в V–III веках до н. э.) и трудов XX века по буддийскому искусству. Перевод статьи Локеша Чандры из «Словаря буддийской иконографии» выполнен С.М. Белокуровой.
Библиографические ссылки
- Taishō Shinshū Daizōkyō Zuzō. The Tripitaka in Chinese (picture section) / ed. by J. Takakusu and G. Ono. Tokyo: Daizō shuppan kabushiki kaisha, 1924–1929.
- Snodgrass A. The matrix and diamond world mandalas in Shingon Buddhism. New Delhi: Aditya Prakashan Publ., 1988. 841 p.
- Chandra L. The esoteric iconography of esoteric mandalas. New Delhi: International Academy of Indian Culture, 1971. 369 p.
- Duquenne R. Daiitoku myōō // Hōbōgirin: dictionnaire encyclopédique de bouddhisme d'après les sources chinoises et japonaises. Facs. 6 / ed. by H. Durt. Tokyo: Maison franco-japonaise; Paris: Maisonneuve, 1979. P. 652–670.
- Tajima R. Les deux grands mandalas et la doctrine de l’ésoterisme Shingon. Tokyo: Maison Franco-Japonaise, 1959. 352 p.