«Nie wieder Krieg»: антифашизм и пацифизм в искусстве новой вещественности
Выпуск № 2 (37) 2025 журнала "Искусство Евразии"
HTML
PDF
HTML
PDF

Ключевые слова

искусство Веймарской республики, новая вещественность, антимилитаризм в искусстве, антифашизм, антинацизм, пацифизм, Отто Дикс, Георг Гросс, Джон Хартфилд,

Как цитировать

Королева А. Ю. «Nie wieder Krieg»: антифашизм и пацифизм в искусстве новой вещественности // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2025. № 2 (37). С. 108-127. URL: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2025.02.007.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Отправить материал

Текущий выпуск

Аннотация

В статье изучаются модели восприятия военной проблематики немецким обществом в эпоху Веймарской республики, воплощенные в изобразительном искусстве. Исследование фокусируется на роли военных и антивоенных мотивов в произведениях представителей направления «Новая вещественность» (Neue Sachlichkeit) в первой половине – середине XX века. Предпринята попытка ретроспективного анализа творчества художников, работавших в период между двумя мировыми войнами, во время становления нацистской идеологии, с целью оценки их видения современных событий. Основу исследования составляет анализ произведений Отто Дикса, Георга Гросса и Джона Хартфилда. Развитие новой вещественности происходило на фоне бурных политических столкновений, связанных с ключевыми вопросами войны и мира, что оказало значительное влияние на формирование ее художественной программы. Для Отто Дикса она преимущественно заключалась в том, чтобы художественными средствами напоминать и предупреждать об угрозе надвигающейся войны. Георг Гросс и Джон Хартфилд, напротив, видели главную цель в утверждении собственной гражданской позиции, что подразумевало вовлечение их искусства в перипетии ожесточенной политической борьбы.

https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2025.02.007
Читать полную версию

Библиографические ссылки

  1. Stationen der Moderne. Die bedeutenden Kunstausstellungen des 20. Jahrhunderts in Deutschland, Kat. Berlinische Galerie 1988. 4. Auflage / Jörn Merkert (Vw.). Berlin: Berlinische Galerie; Museum für Moderne Kunst, Photographie und Architektur, 1989. 557 S.
  2. Murray A. Otto Dix and the memorialization of World War I in German visual culture, 1914–1936. London: Bloomsbury Visual Arts, 2023. 240 p.
  3. Tatar M. Fighting for life: figuration of war, women and the city in the work of Otto Dix // German Politics & Society, Cultural Transformation and Cultural Politics in Weimar Germany. 1994. No. 32. P. 28–57.
  4. Otto Dix. Der Krieg. Radierungen, Zeichnungen / Vf.: F. Löffler. Albstadt: Städtische Galerie Albstadt, 1977. 103 S.
  5. Crockett D. The most famous painting of the “Golden Twenties”? Otto Dix and the Trench Affair // Art Journal. 1992. Vol. 51. No. 1. P. 72–80.
  6. Marwick A. War and the arts — is there a connection? The case of the two Total Wars // War in History. 1995. Vol. 2. No. 1. P. 65–86.
  7. Schwarz B. “Long live (occasionally) tendency in art”: Dix and the Dialectics of Modernism // Bulk J., Dyke J. van. Otto Dix and the New Objectivity. Ostfildern: Hatje Cantz, 2012. S. 62–71.
  8. Schubert D. Ein Schützengraben von 1916–1918: Julius Meier-Graefe und Otto Dix 1924 // Marburger Jahrbuch für Kunstwissenschaft. 2019. No. 45. S. 275–304.
  9. Büttner N. From the trenches into New Objectivity // Bulk J., Dyke J. van. Otto Dix and the New Objectivity. Ostfildern: Hatje Cantz, 2012. S. 72–83.
  10. Schubert D. Otto Dix – das Triptychon “Der Krieg” 1929–1932 // Konflikt / Hrsg.: F.R. Pfetsch. Berlin; Heidelberg: [u. a.], 2005. P. 311–331.
  11. Dyke J.A. van. Otto Dix’s folk culture // Bulk J., Dyke J. van. Otto Dix and the New Objectivity. Ostfildern: Hatje Cantz, 2012. S. 84–97.
  12. Lorenz U., Dix O., Whitford F. Otto Dix: Welt & Sinnlichkeit. Regensburg: Stiftung Kunstforum Ostdeutsche Galerie, 2005. 336 S.
  13. Merz J.M. Otto Dix’ Kriegsbilder. Motivationen – Intentionen – Rezeptionen // Marburger Jahrbuch für Kunstwissenschaft. 26. Bd. / Hrsg.: I. Herklotz, K. Krause. Marburg: Verlag des Kunstgeschichtlichen Seminars der Philipps-Universität Marburg, 1999. S. 189–226. https://doi.org/10.2307/1348710.
  14. Rewald S., Buruma I. George Grosz in Berlin: The relentless eye. New York: Metropolitan Museum of Art, 2022. 180 p.
  15. Buderer H.-J. Neue Sachlichkeit. Bilder auf der Suche nach der Wirklichkeit: figurative Malerei der zwanziger Jahre. München – New York: Prestel Verlag, 1994. 248 S.
  16. Grosz G. Das Gesicht der Herrschenden Klasse. 57 politische Zeichnungen. Berlin: Malik, 1921. 67 S.
  17. Knust H. George Grosz: literature and caricature // Comparative literature studies, media and society: montage, satire and cultism between the Wars. 1975. Vol. 12. No. 3. P. 218–247.
  18. Das XX. Jahrhundert — ein Jahrhundert Kunst in Deutschland: Altes Museum, neue Nationalgalerie, Hamburger Bahnhof / Hrsg.: L. Blunck, A. Pötzscher. Berlin: Nationalgalerie, 1999. 659 S.
  19. Dabrowsky M. Photomonteur: John Heartfield // MoMA. 1993. No. 13. P. 12–15.
  20. Selz P. John Heartfield's “Photomontages” // The Massachusetts Review. 1963. Vol. 4. No. 2. P. 309–336.
  21. Макаренко К.В. Изображение распятия в немецкой живописи и графике 1920–1940-х гг. // Вестник санкт-Петербургского государственного университета культуры. 2017. № 4 (33). С. 118–121.
  22. Бюргер П. Теория авангарда. М.: V-A-C Press, 2014. 200 c.
  23. Третьяков С., Телингатер С. Джон Хартфильд. М.: Государственное издательство изобразительных искусств, 1936. 80 с.
  24. Zervigon A.M. John Heartfield and the agitated image: photography, persuasion, and the rise of avant-garde photomontage. Chicago: University of Chicago Press, 2012. 334 p.