Аннотация
В контексте рассмотрения проблемы коллекционирования и меценатства автор статьи рассматривает кураторскую деятельность известного немецкого искусствоведа Г.Ф. Хартлауба, чей интерес к актуальному искусству в период Веймарской республики обернулся широкомасштабным проектом, зафиксировавшим рождение нового «неореалистического» направления в искусстве между двумя мировыми войнами, получившего название с легкой руки куратора Мангеймского Кунстхалле «новая вещественность». Целью статьи является изучение роли Хартлауба как галериста в осознании перемен, произошедших в немецком искусстве после экспрессионизма, и фиксации их в общественном сознании путем экспонирования произведений остроактуального искусства и их последующего приобретения музеем в свою коллекцию. Статья впервые в русскоязычной литературе освещает предпосылки возникновения интереса к живописи «новой вещественности», историю организации и последующего турне знаменитой выставки 1925 года, рассматривает те проблемы, с которыми столкнулись организаторы, а также внутренние противоречия между участниками и течениями внутри движения. Отдельное внимание уделено судьбе коллекции, разрозненной нацистскими властями.
Библиографические ссылки
- Buderer H.-J. Neue Sachlichkeit. Bilder auf der Suche nach der Wirklichkeit Figerative Malerei der zwanyiger Jahre. M?nchen – New York: Prestel Verlag, 1994. 248 S.
- Presler G. Glanz und Elend der Zwanziger Jahre – die Malerei der Neuen Sachlichkeit. K?ln: Dumont. 1992. 211 S.
- Roh F. Nach-Expressionismus: Magischer Realismus: Probleme der neuesten europ?ischen Malerei. Leipzig: Klinkhardt & Biermann, 1925. 134 S.
- Schmied W. Neue Sachlichkeit und Magischer Realismus in Deutschland 1918–1933. Hannover: Fackeltr?ger-Verlag, 1969. 1-300 S.
- Wind A. Vom F?rderer zum Verfemten // Mannheimer Morgen, No. 98, 27.04.2013. S. 31.