Международный выставочный проект «Кулу — серебряная долина Рерихов»: концептуальные основания
Выпуск № 3 (34) 2024 журнала "Искусство Евразии"
HTML
pdf
HTML
pdf

Ключевые слова

концептуальная выставка, выставочный концепт, экспозиция, евразийский концепт, Н.К. Рерих, Кулу, тематико-экспозиционный план, евразийство, иконографический анализ, сравнительно-культурологический метод,

Как цитировать

Клубков А. А., Школина Е. В. Международный выставочный проект «Кулу — серебряная долина Рерихов»: концептуальные основания // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2024. № 3 (34). С. 272–289. URL: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2024.03.017.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Отправить материал

Текущий выпуск

Аннотация

Статья посвящена теоретическому осмыслению международного выставочного проекта «Кулу — серебряная долина Рерихов», реализованного в Государственном художественном музее Алтайского края в 2024 году. Изложена продолжительная творческая предыстория, закономерным итогом которой стали произведения искусства, вошедшие в тематико-экспозиционный план рассматриваемой выставки. Раскрыты концептуальные основы реализованного проекта, предпринята попытка обоснования понятия «евразийский концепт» применительно к художественным процессам и построению экспозиции. Проанализированы ключевые работы выставки, дана характеристика их экспозиционной классификации и принципа организации, интерпретирован язык визуальных образов экспонатов. В исследовании использованы иконографический и сравнительно-культурологический методы, при изучении экспозиции — метод непосредственного наблюдения; в методологическую базу работы вошли как основные элементы теории музееведения, так и методологические основы других научных дисциплин — культурологии, философии.

https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2024.03.017
Читать полную версию

Библиографические ссылки

  1. Чеснокова М.Н. Эволюция музейной экспозиции как знаковой системы : дис. ... канд. культурологии. СПб., 2010. 163 с.
  2. Арзамасцев В.П. О семантической структуре музейной экспозиции // Музееведение на пути к музею XXI века : сб. науч. трудов / отв. ред. Е.А. Владимиров. М.: НИИ культуры, 1989. С. 35–49.
  3. Никишин Н.А. Музейные средства: знаки и символы // Музейная экспозиция. Теория и практика. Искусство и экспозиция. Новые сценарии и концепции : сб. науч. тр. / отв. ред.-сост. М.Т. Майстровская. М.: [б. и.], 1999. С. 24–33.
  4. Гнедовский М.Б. Современные тенденции развития музейной коммуникации // Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности : сб. науч. трудов / отв. ред. В.Ю. Дукельский. М.: НИИ культуры, 1989. С. 16–34.
  5. Калугина Т.П. Истоки культурно-коммуникативной функции экспозиции художественного музея // Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности : сб. науч. трудов / отв. ред. В.Ю. Дукельский. М.: НИИ культуры, 1989. С. 68–108.
  6. Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры. СПб.: Издательский дом «Петрополис», 2008. 244 с.
  7. Макарова И.И. Российский художественный музей в современном социокультурном пространстве: стратегии коммуникации : автореф. дис. ... канд. культурологии. М., 2011. 20 с.
  8. Мастеница Е.Н. Наследие и музей: проективная модель культурного комплекса // В поисках музейного образа : материалы науч. конф. / отв. ред. А.А. Никонова. СПб.: СПбГУ, 2007. С. 96–107.
  9. Пшеничная С.В. Музей как социокультурный феномен. Информационно-коммуникативная модель. СПб.: Образование, 1999. 196 с.
  10. Бенеш Й. Методы экспонирования // Museum. 1983. № 138. С. 30–35.
  11. Коссонс Н. Новые тенденции // Museum. 1983. № 138. С. 11–18.
  12. Портер Дж. Роль музея как средства коммуникации // Museum. 1983. № 138. С. 10.
  13. Стронг Р. Музей и коммуникация // Museum. 1983. № 138. С. 3–9.
  14. Хадсон К. Влиятельные музеи / пер. с англ. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001. 196 с.
  15. Hooper-Greenhill E.A. A new communication model for museums // Museum languages: objects and texts / ed. by G. Kavanagh. Leicester: Leicester University Press, 1991. P. 47–59.
  16. Поляков Т.П. Образно-сюжетный метод в системе взаимосвязей традиционных методов построения экспозиции // Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности : сб. науч. трудов / отв. ред. В.Ю. Дукельский. М.: НИИ культуры, 1989. С. 45–60.
  17. Кенигсберг Е.Я. Кураторские стратегии в современном изобразительном искусстве 2-й половины XX – начала XXI в. Минск: БГАИ, 2023. 200 с.
  18. Кенигсберг Е.Я. Презентация кураторских стратегий. О выставке «Харальд Зееманн. Музей обсессий», 2018 г. // Образование. Наука. Культура : сб. науч. ст. / отв. ред. Н.В. Осипова. Гжель: Гжельский государственный университет, 2019. С. 122–123.
  19. Чирков В.Ф. Концептуальная выставка. Определение, разработка, осуществление // Культурологические исследования в Сибири. Вып. 1 / гл. ред. Н.А. Томилов. Омск: Издательский дом «Наука», 1999. С. 101–107.
  20. Карпова Е.В. Концептуальные подходы проектирования экспозиций современного искусства: история и современность // Молодежный вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2016. № 1. С. 95–97.
  21. Чирков В.Ф. Концептуальные выставки в художественном музее. Попытка определения // Приоритетные направления научно-практической деятельности музеев на пороге XXI века : материалы конф. СПб.: [б. и.], 2000. С. 24–26.
  22. Кайгородова Л.В. Концептуальная библиотечная выставка в дискурсе культуры // Вестник культуры и искусств. 2006. № 1 (9). С. 98–108.
  23. Чуклина Т.И. Метод погружения как актуальный метод построения музейной экспозиции : дис. … канд. культурологии. СПб., 2011. 182 с.
  24. Бирюкова М.В. Выставка как текст: аспекты диегезиса в проектах концептуализма // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2017. № 3 (44). С. 21–25.
  25. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб.: Алетейя, 2000. 347 с.
  26. Чеснокова М.Н. Роль дисциплины «Концептуальные выставки» в образовательном процессе // Вопросы музеологии. 2018. № 9 (2). С. 185–190.
  27. Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. М.: АСТ; Восток – Запад, 2007. 314 с.
  28. Сапанжа О.С. Евразийский концепт и музейная парадигма в дискурсе наследия // Культура в евразийском пространстве: традиции и новации. 2018. № 1 (2). С. 88–91.
  29. Трубецкой Н.С. Европа и Человечество. М.: Опустошитель, 2022. 156 с.
  30. Шишин М.Ю. «Культурный ландшафт» с позиции наследия евразийцев // Евразийство: теоретический потенциал и практические приложения : материалы межд. науч.-практ. конф. / отв. ред. В.Я. Баркалов. Барнаул: Изд-во Фонда «Алтай – 21 век», 2004. С. 38–47.
  31. Евразийский мир: ценности, константы, самоорганизация / под ред. Ю.В. Попкова. Новосибирск: Нонпарель, 2010. 449 с.
  32. Иванов А.В., Фотиева И.В. Место Индии в евразийском мировоззрении Рерихов // Знание. Понимание. Умение. 2016. № 4. С. 142–153.
  33. «О, Гавана! Транзит» : книга-каталог / авт.-сост. В. Анисимов, А. Моисеев. М.: Российская академия художеств, 2022. 469 с.
  34. Шишин М.Ю. Ноосфера, культура, культурный ландшафт. Новосибирск: СО РАН, 2003. 287 с.
  35. Здравствуй, Индия! «Хождение за три моря» в исполнении группы российских художников под руководством Владимира Анисимова : книга-альбом / авт.-сост. В. Анисимов, Ю. Луньков. М.: ООО «Интербук», 2007. 413 с.
  36. Рябоволова А. Буддийская иконография: Будды, Божества, Учителя. Чебоксары: Чебоксарская типография № 1, 2007. 64 с.
  37. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. М.: Издательство АСТ; Харьков: Фолио, 2000. 624 с.
  38. История эстетической мысли : в 6 т. Т. 2. Средневековый Восток. Европа XV–XVIII веков / ред.-сост. В.В. Бычков. М.: Искусство, 1985. 456 с.
  39. Алтай – Гималаи: два устоя Евразии / под ред. С.П. Бансал, П. Гупты, С.В. Макарычева, А.В. Иванова, М.Ю. Шишина. Барнаул: Изд-во АГАУ, 2012. 325 с.
  40. Алтай и Гималаи как уникальные культурно-биосферные регионы Евразии / под ред. А.В. Иванова, И.В. Фотиевой. Барнаул: РИО Алтайского ГАУ, 2017. 336 с.