Традиции и новации русской деревянной резьбы в современном православном искусстве (на примере интерьера храма-звонницы в честь иконы «Прибавление ума» в г. Барнауле)
Выпуск № 2 (29) 2023 журнала "Искусство Евразии"
HTML
PDF
HTML
PDF

Ключевые слова

русское православное искусство, деревянная резьба, украшение храма, резной иконостас, резная скульптура, Барнаул,

Как цитировать

Школина Е. В. Традиции и новации русской деревянной резьбы в современном православном искусстве (на примере интерьера храма-звонницы в честь иконы «Прибавление ума» в г. Барнауле) // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2023. № 2 (29). С. 140-157. URL: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2023.02.015.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Текущий выпуск

Отправить материал

Аннотация

Статья посвящена изучению современной русской православной резьбы на примере храмового убранства городской церкви Барнаула: деревянного резного иконостаса внутри и скульптурного образа Богоматери «Прибавление ума» в портале снаружи. В исследовании рассматривается весь процесс создания интерьера: от составления иконографической программы, поисков сюжетов, орнаментального декора до технического воплощения художественного образа по законам православного канона. В настоящее время возрождается интерес именно к резным иконам, имеющим древнюю историю на Руси. Подобные решения в храмовом искусстве пока встречаются нечасто, так как резьба по дереву требует от специалистов высокого профессионального мастерства и непременного знания иконографического канона. Подробный искусствоведческий анализ резных икон и скульптур в рассматриваемой церкви с использованием иконологического, историко-сравнительного и стилистического методов изучения православного искусства позволяет высоко оценить оформление храма, которое гармонично сочетается с внешним обликом строения и дает отсылку к русской традиции храмовой православной резьбы. Также на его основе стало возможным оценить воплощение задуманной иконографической программы декора и понять ее концепцию.

https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2023.02.015
Читать полную версию

Библиографические ссылки

  1. Стародубцев О.В. Русское церковное искусство Х–ХХ веков. М.: Лепта Книга, издательство Сретенского монастыря, 2007. 728 с.
  2. Резные иконостасы и деревянная скульптура Русского Севера : Каталог выставки / авт.-сост. Т.М. Кольцова. Архангельск; М.: ВХНРЦ, 1995. 208 с.
  3. Крейдун Ю.А., протоиерей, Школина Е.В. Росписи придела равноапостольного великого князя Владимира: Иоанно-Богословский храмовый комплекс г. Барнаула. Барнаул: Барнаульская духовная семинария; ОАО «Алтайский дом печати», 2021. 136 с.
  4. Степанская Т.М., Волоснов Р.Ю., Гречнева Н.В. Образ храма в культурном ландшафте Алтая. Барнаул: Изд-во Алтайского университета, 2015. 156 с.
  5. Степанская Т.М. Архитектура Алтая XVIII–XX вв. Барнаул: А.Р.Т., 2006. 568 с.
  6. Степанская Т.М. Культовое зодчество Алтая // Алтайский сборник. Вып. 14 / отв. ред. В.А. Скубневский. Барнаул: Алтайское отделение Советского фонда культуры, 1991. С. 94–104.
  7. Храмовое строительство на Алтае (середина XVIII – начало XX века) : Каталог / сост. Л.И. Ермакова, О.Н. Дударева и др. Барнаул: А.Р.Т., 2005. 62 с.
  8. Крейдун Ю.А., протоиерей. Храм-звонница в честь иконы Божией матери «Прибавление ума». Алтайский центр звонарского мастерства. Барнаул: Иоанно-Богословский храм г. Барнаула, 2022. 24 с.
  9. Лукьянов Е.А. Образ Пресвятой Богородицы «Прибавление ума» // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. 2003. № 10. С. 56–63.
  10. Филатов В.В., Камчатнова Ю.Б. Наименования и надписи на иконных изображениях: справ. для иконописцев. М.: Про-Пресс, 2006. 349 с.
  11. Сергейчук А. Первые иконостасы Древней Руси // Благоукраситель. 2018. № 55. С. 6.
  12. Кондаков Н.П. Лицевой иконописный подлинник. Т. 1: Иконография Господа Бога нашего и Спаса Иисуса Христа. СПб.: Комитет попечительства о русской иконописи, 1905. 137 с.