Картина мира в графике бурятского художника Ц.-Н. Очирова
Выпуск № 1 (20) 2021 журнала "Искусство Евразии"
HTML
PDF
HTML
PDF

Ключевые слова

графика, Цырен-Намжил Очиров, картина мира, традиционная культура, буддийские традиции, буряад зураг,

Как цитировать

Бороноева Т. А. Картина мира в графике бурятского художника Ц.-Н. Очирова // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2021. № 1 (20). С. 12-23. URL: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2021.01.001.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Текущий выпуск

Отправить материал

Аннотация

Статья посвящена творчеству выдающегося художника Цырен-Намжила Очирова (1920–1987), чей феномен заключается в своеобразном синтезе народной философии, «наивной» простоты графического изображения и возвышенной любви к своей малой родине «тоонто нютаг». Факты биографии буддийского самодеятельного художника, близость его творчества буддийскому наследию установлены в исследованиях 1980–1990-х годов, а в 2019 году впервые опубликовано около 150 произведений Очирова из личных архивов семьи. В настоящей статье представлен впервые проведенный анализ графического наследия Ц.-Н. Очирова на основе материалов из фондов Национального музея Республики Бурятия, а также частной коллекции из семьи художника. Определены истоки творчества мастера, связи с традицией буддийской графики, бурятским мировоззрением, стилем «буряад зураг». Автор впервые приводит материалы личных бесед с членами семьи и коллегами художника. В исследовании использован комплекс искусствоведческих методов и элементы историко-описательного метода.

https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2021.01.001
Читать полную версию

Библиографические ссылки

  1. Бальжурова А.Ж. Буддийские мотивы в живописи Бурятии второй половины XX века // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 10 (339). С. 154–156.
  2. Бороноева Т.А. Графика Бурятии. Улан-Удэ: Изд.-во БНЦ СО РАН, 1997. 127с.
  3. Выступление Зандана Дашинимаевича Дугарова, народного художника Республики Бурятия на круглом столе, посвященном международному бурятскому фестивалю «Алтаргана». Июль 2016 г. Личный архив Т.А. Бороноевой.
  4. Герасимова К.М. К истории изобразительного искусства бурят // Записки БМНИИК. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1956. Вып.21. С.106–116.
  5. Запись беседы с дочерью художника Розой Цыреновной Очировой. 22 января 2021 г. Личный архив Т.А. Бороноевой.
  6. Запись беседы с художником А. Москвитиным. Февраль 2021 г. Личный архив Т.А. Бороноевой.
  7. Иофан Н.А., Цыбыктарова С.Д. Художник из Могсохона // Знание – Сила. 1990. № 1. С.95–98.
  8. Искусство народностей Сибири: Сборник статей / Государственный Русский музей. Ленинград: Государственный Русский музей, 1930. 107 с.
  9. Николаева Л.Ю. Художественная система бурятского самодеятельного художника Цырен-Намжил Очирова (1920–1987) // Современное искусство Востока. Сборник материалов международной научной конференции / Ред-сост. Д. Н. Воробьева. М.: Московский музей современного искусства, Государственный институт искусствознания, 2017. С. 257–269.
  10. Очиров Ц.-Н. Будда и его жизнь. Могсохон: [б. и.], 1964. Рукописная книга. Личный архив дочери художника Р.Ц. Очировой.
  11. Сибирский миф. Голоса территорий: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство художников Сибири XX–XXI веков: альбом-каталог / авт. ст. Л. Богомолова и др. Омск: Полиграф, 2008. 158 с.
  12. Цырен-Намжил Очиров. Графика: альбом / Авт.-сост. С.Б. Тарнуева. Улан-Удэ: Нова Принт, 2019. 132 с.