Границы человеческого сознания в мифотворчестве Зорикто Доржиева
Выпуск № 1 (36) 2025 журнала "Искусство Евразии"
HTML
PDF
HTML
PDF

Ключевые слова

Зорикто Доржиев, буддийская мифология, символика, культурологический подход, структурно-семантический анализ,

Как цитировать

Бороноева Т. А. Границы человеческого сознания в мифотворчестве Зорикто Доржиева // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2025. № 1 (36). С. 84–107. URL: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2025.01.006.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Отправить материал

Текущий выпуск

Аннотация

В статье рассматривается новый этап творчества известного российского художника Зорикто Доржиева, представленный в экспозиции и каталоге выставки «Ваджра-панк» в Национальном музее Республики Бурятия. Утверждается, что в названии выставки отражен интерес художника к мифологии тантрического буддизма и ее метафорической связи с панк-культурой. В контексте культурологического подхода и с использованием структурно-семантического метода анализируются наиболее значимые произведения З. Доржиева 2020–2023 годов, сочетающие мифологическую образность ваджраяны и свободу самовыражения, свойственную нонконформистской, бунтарской субкультуре. Дается объяснение диалогу автора со зрителем, по воздействию на сознание и подсознание схожему с буддийскими мантрами и тибетской ритуальной музыкой. Особое место отведено творческой интерпретации женских персонажей в мифологическом пантеоне ваджраяны. Сделан вывод о том, что в картинах З. Доржиева 2020-х годов важное место занимает процесс перехода от земного к трансцендентному, позволяющий раскрыть бытийную сущность эмпирической реальности, воплотить тревожное состояние сознания своего современника.

https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2025.01.006
Читать полную версию

Библиографические ссылки

  1. Боровский А.Д. Зорикто Доржиев // Зорикто Доржиев. Степная история : каталог выставки / науч. рук. Е.Н. Петрова. СПб.: Palace Editions, 2008. С. 7–17.
  2. Карлова А.И. Образ великой степи в творчестве художника Зорикто Доржиева (по материалам выставки в Русском музее) // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2013. № 2. С 35–37.
  3. Маланова М. Ваджра-панк // Zorikto: painting, graphics, sculpture : каталог выставки. М.: Галерея Ханхалаев, 2023. С. 6–11.
  4. Скрыльников Г. Восхождение к безумию: эстетика разрушения и номадизм группы «Оргазм Нострадамуса» // Новая критика. По России: музыкальные сцены и явления за пределами Москвы и Санкт-Петербурга [электронный сборник статей] / сост. и ред. Д. Бояринов. Т. 3. М.: Институт музыкальных инициатив, 2022. 401 с. ISBN 978-5-6046822-3-4. URL: https://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/sourcefile/5/file/original-f8f911dd393a90ab426ed223915f80cb.epub (дата обращения: 17.12.2024).
  5. Доржиев З. Zorikbook: книга художника Зорикто Доржиева. М.: Галерея «Ханхалаев», 2011. 124 с.
  6. Сидоров С. Буддизм: история, каноны, культура. М.: Астрель; АСТ, 2005. 487 с.
  7. Шишин М.Ю. Наследие древнего искусства в творчестве современных художников Сибири и Монголии: методологический аспект // Искусство Сибири и Монголии ХХ – начала ХХI в.: очерки истории и теории / под ред. М.Ю. Шишина, С.М. Белокуровой, Д. Уранчимэг, Е.В. Макаровой. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2018. С. 99–109.
  8. Сафронов А.Г. Психопрактики в мистических традициях от архаики до современности. Харьков: Ритм Плюс, 2008. 288 с.
  9. Белова Д.Н. Манифестация женского образа в иконографии тибетской тханки и православной иконе // Культура и искусство. 2020. № 5. С. 1–17. https://doi.org/10.7256/2454-0625.2020.5.32764.
  10. Ханда О.Ч. Введение в буддийскую иконографию // Искусство Евразии. 2017. № 1 (4). С. 8–44. https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2017.01.001.
  11. Галданова Г. Р. Культ огня у монголоязычных народов и его отражение в ламаизме // Советская этнография. 1980. № 3. С. 94–100.
  12. Якимович А.К. Зорикто Доржиев // Zorirto: painting, graphics, sculpture. М.: Галерея «Ханхалаев», 2015. С. 5–11.
  13. Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. М.: Политиздат, 1991. 585 с.
  14. Подледнов Д.Д. Понятие «метамодернизм» в искусстве: границы и характеристики феномена // Мир науки и искусства [Электронный сборник статей] / ред. Е.М. Березина, Ю.В. Ветошкина, Е.С. Горбушина. Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2020. С. 278–289. ISBN 978-5-7944-3426-2. URL: http://www.psu.ru/files/docs/science/books/sborniki/mir-nauki-i-iskusstva.pdf (дата обращения: 27.12.2024).
  15. Hashim M.E.A.H. Bin, Puadi M.F. Bin. Defining the element of meta-modernism art: a literature review // International journal of academic research in Business and Social Sciences. 2018. Vol. 8. № 1. P. 913–919.
  16. Мелетинский Е.М. От мифа к литературе. М.: РГГУ, 2000. 170 с.
  17. Червонная С.М. Все наши боги с нами и за нас. Этническая идентичность и этническая мобилизация в современном искусстве народов России. М.: ЦИМО Института этнологии и антропологии РАН, 1999. 298 с.