Художественное пространство в графических произведениях юкагирского художника Н.Н. Курилова
Выпуск № 1 (36) 2025 журнала "Искусство Евразии"
HTML
PDF
HTML
PDF

Ключевые слова

якутская графика, юкагиры, Н.Н. Курилов, изобразительное искусство Республики Саха (Якутия), художественное пространство, композиция,

Как цитировать

Борисова А. А. Художественное пространство в графических произведениях юкагирского художника Н.Н. Курилова // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2025. № 1 (36). С. 70–83. URL: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2025.01.005.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Отправить материал

Текущий выпуск

Аннотация

В статье исследуется творчество юкагирского художника Н.Н. Курилова. На материале его графических произведений рассматривается такая важнейшая категория изобразительного искусства, как пространство, и способы его воплощения, в связи с тем, что у данного автора организация пространства весьма самобытна и отражает его особое мировидение. Актуальность темы обусловлена тем, что творчество Н.Н. Курилова представляет собой уникальное явление современного искусства Якутии, в котором воплощены культура и художественное творчество коренных малочисленных народов Севера-Востока России. В качестве методологической базы использованы труды П.А. Флоренского, П.А. Раушенбаха, М. Мерло-Понти о пространстве в искусстве, исследования В.М. Розина и С.В. Рязановой об организации художественного пространства. Материалом исследования послужили графические произведения Н. Курилова, каталог его работ, интервью и публикации о его творчестве. Применены такие методы исследования, как историко-биографический, описательный, сравнительный, формальный и композиционный анализ. Приводится характеристика жизненного пути Н.Н. Курилова. Рассматриваются обстоятельства, повлиявшие на формирование особенностей его графических произведений. Показаны особенности работы автора с художественным пространством, применяемые мастером композиционно-операционные средства. Результаты исследования подтверждают специфичность построения художественного пространства в графике Н.Н. Курилова.

https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2025.01.005
Читать полную версию

Библиографические ссылки

  1. Иванова-Унарова З.И. Юкагирская графика от пиктограмм на бересте до вариаций Николая Курилова // Современное юкагироведение в контексте арктических исследований : мат-лы науч.-практ. конф. / отв. ред. П.Е. Прокопьева. Якутск: ФИЦ «Якутский научный центр СО РАН», 2023. С. 192–197.
  2. Иванова-Унарова З.И. Николай Курилов — певец юкагирской земли // Культура и искусство Арктики. 2015. № 1 (1). С. 51–55.
  3. Иванова-Унарова 3.И. Огни Николая Курилова // Северные просторы. 1988. № 4. С. 22–24.
  4. Неустроева Г.Г. Графика Якутии 1960–1980-х годов // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. 2020. № 2. С. 118–129.
  5. Тимофеева В.В. Мифосемиотика в современном искусстве (на примере творчества юкагирского графика Н.Н. Курилова) // Культура Арктики : коллективная монография / под общ. ред. У.А. Винокуровой. Якутск: ИД СВФУ, 2014. С. 264–270.
  6. Тимофеева В.В. Николай Курилов = Микалай Курилэу. Графика. Живопись. Якутск: Бичик, 2012. 156 с.
  7. Старцев А.Ф. Традиционные представления юкагиров о хозяевах природы // Россия и АТР. 2023. № 3 (121). С. 150–160. https://doi.org/10.24412/1026-8804-2023-3-150-160.
  8. Флоренский П.А. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии. М.: Мысль, 2000. 446 с.
  9. Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. СПб.: Азбука-классика, 2002. 320 с.
  10. Раушенбах Б.В. Системы перспективы в изобразительном искусстве: общая теория перспективы. М.: Наука, 1986. 256 с.
  11. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. М.: Ювента, 1999. 608 с.
  12. Розин В.М. Художественное пространство: исторические типы, схемы организации // Культура и искусство. 2019. № 3. С. 53–64. https://doi.org/10.7256/2454-0625.2019.3.29187.
  13. Рязанова С.В. Пространство и время в художественном творчестве : дис. ... канд. филос. наук: 09.00.04. СПб., 2018. 210 с.
  14. Никитина И.П. Тема художественного пространства в современной философии искусства // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2003. № 1. С. 83–91.
  15. Габричевский А.Г. Морфология искусства. М.: АГРАФ, 2002. 864 с.
  16. Шадрин В.И. Юкагиры и чукчи: арктическая модель культуры // История Якутии : в 3 т. / под общ. ред. А.Н. Алексеева; отв. ред. Р.И. Бравина, Е.Н. Романова. Новосибирск: Наука, 2020. Т. 1. С. 361–385.
  17. Маточкин Е.П. Народное творчество и профессиональное изобразительное искусство народов Сибири // Культура народностей Севера: традиции и современность / отв. ред. В.И. Бойко. Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1986. С. 173–182.
  18. Дэвлет М.А. Большая Боярская писаница // Советская археология. 1965. № 3. С. 124–142.
  19. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция / сост. А.П. Поляков. М.: Республика, 1995. 400 с.
  20. Жукова Л.Н. Лось и дикий олень в картине мира одулов (лесных юкагиров) // Якутский архив. 2009. № 1 (32). С. 36–42.
  21. Жукова Л.Н. Зооморфный образ Неба в сибирской и древнекитайской традиции // Тенгрианство и эпическое наследие народов Евразии: истоки и современность : мат-лы науч.-практ. конф. / отв. ред. Л.В. Фёдорова. Элиста: Международный фонд исследования Тенгри (МФИТ), 2021. С. 129–137.