Аннотация
Автор рассматривает концепцию и экспонаты выставки буддийского бурятского искусства из коллекции Государственного Эрмитажа» (XIII – начала XX века), призванной показать преемственность монгольской буддийской культуры начиная со времени Чингис-хана на основе богатой коллекции Государственного Эрмитажа. В экспозиции 2024 года соединились археологические артефакты и буддийские произведения скульптуры и живописи. Целью исследования является анализ концепции выставки и рассмотрение некоторых экспонатов. Выставка, впервые объединившая артефакты буддийского искусства, археологические находки и исторические фотографии, посвященные Бурятии, из Эрмитажа, значима в исследовании региональной истории и культуры. Ее новаторство заключается не только в уникальном сочетании экспонатов, но и в комплексном подходе к изучению культуры и искусства населявших эту территорию этносов. Выставка способствовала изучению круга предметов, связанных с историей, археологией и буддизмом Бурятии, помогла изучить культы, бытовавшие в XVIII – начале XX века. Материалом исследования стали экспонаты — находки С.В. Киселёва из средневековых городищ Бурятии и Забайкалья, входивших в состав Великого монгольского государства, предметы из коллекций Э.Э. Ухтомского, П.К. Козлова, А.К. Фаберже, Б.И. Панкратова. Буддийская серебряная скульптура происходит из личных комнат Николая Второго в Зимнем дворце. Фотографии нерчинского фотографа А.К. Кузнецова были поднесены цесаревичу во время его путешествия по Сибири и Забайкалью в 1891 году. Они отражали быт и культуры разных народов, населявших этот регион в конце XIX века. Исследование проведено с использованием проблемно-хронологического, историко-генетического, историко-сравнительного методов, а также метода исследования индивидуального явления в рамках поликонтекстуального подхода. В результате археологические находки и предметы буддийской традиции описаны во временной последовательности; выявлены процессы формирования иконографии и композиции. На основании анализа археологических артефактов, оригинальных текстов, предметов буддийского культа, архивных материалов, опубликованных источников и научных трудов раскрыт ряд вопросов становления и развития буддийской традиции как части духовной культуры регионов Бурятии и Забайкалья.
Библиографические ссылки
- Киселёв С.В., Евтюхова Л.А., Кызласов Л.Р., Мерперт Н.Я., Левашова В.П. Древнемонгольские города. М: Наука, 1965. 418 с.
- Кравцова М.Е. История искусства Китая. СПб., М.: Лань, «TPИADA», 2004. 960 с.
- Крадин Н.Н., Бакшеева С.Е., Прокопец С.Д. Города и дворцы Монгольской империи в восточном Забайкалье // Сибирские исторические исследования. 2018. № 2. С. 64–80. https://doi.org/10.17223/2312461X/20/4.
- Крадин Н.Н., Бакшеева С.Е., Бакшеев С.А., Прокопец С.Д., Буравлёв Ю.И. Начальный этап исследований производства строительных материалов Кондуйского дворца // Мультидисциплинарные исследования в археологии. 2018. № 1. С. 3–39.
- Ухтомский Э.Э. Путешествие на Восток Его Императорского Высочества государя наследника цесаревича: 1890–1891 : в 3 т. СПб. – Лейпциг: Ф.А. Брокгауз, 1893–1897.
- Андросов В.П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. М.: Восточная литература, 2001. 508 с.
- Елихина Ю.И. Проблемы формирования и развития тибетского буддийского искусства XI – начала XX в. (по материалам тибетской коллекции Государственного Эрмитажа) : в 2 т. : дис. ... доктора культурологии : 5.10.1. СПб., 2022. 783 с.
- Zhukovskaya N.L., Fedorova M.V., Khizhnyak O.S., Romanova S.V., Sem T.Y. Buddhism in Russia. Thimphu: National Museum of Bhutan, 2011. 216 р.
- Традиционный буддизм России. 250 лет институту Пандито Хамбо лам России 1764–2014 : фотоальбом / ред. Д.Д. Очиров. Улан-Удэ: Байкал-ГЕО, 2014. 175 с.
- Цыремпилов Н.В. Москва как буддийский рай: бурятская депутация на коронации Николая II // Этнографическое обозрение. 2020. № 2. С. 13–31. https://doi.org/10.31857/S086954150009602-2.
- Елихина Ю.И. Тангка из Анинского дацана в коллекции Государственного Эрмитажа // Кунсткамера. 2022. № 4 (18). С. 78–85. https://doi.org/10.31250/2618-8619-2022-4(18)-78-85.