Аннотация
В статье рассматривается творчество художника-эмальера Екатерины Николаевны Вдовкиной. Цель статьи — дать общую характеристику творческой деятельности художницы. В задачи исследования входит кратко представить творческий путь мастера, рассмотреть этапы ее обучения эмальерному искусству, а также проанализировать основные темы и мотивы произведений. Такого рода исследование актуально как для понимания произведений художника, так и для представления о развитии современного эмальерного искусства в России в целом. Е.Н. Вдовкина — художник-эмальер во втором поколении. Ее отец Вдовкин Николай Михайлович стоял у истоков возрождения эмальерного искусства в России в 1990-е годы. Он создал свою школу эмальерного искусства в Ставропольском крае и организовал ряд международных симпозиумов по этому направлению. Е.Н. Вдовкина прошла серьезную профессиональную подготовку, работе с горячей эмалью обучалась сначала в мастерской отца, затем в филиале Абрамцевского художественно-промышленного колледжа имени В.М. Васнецова и в Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. В.И. Мухиной (сейчас — имени А.Л. Штиглица). Художница создает как станковые работы в технике горячей эмали, так и иконы в технике горячего эмалирования для церквей и частных лиц, работает в экстерьерах и интерьерах храмовых комплексов.
Библиографические ссылки
- Золотая нить — дорога творчества. IV Международная биеннале искусства эмали, 16.05.2019–16.06.2019 / сост. С.П. Пономаренко, С.Н. Крылов; Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица. СПб.: 123book, 2020. 132 с.
- II Международная биеннале искусства эмали «Солнце для всех» : каталог / ред. Л.А. Евдокимова. СПб.: Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица, 2012. 92 с.
- Беркович О.А. Традиции и новации в развитии русского эмальерного искусства // Диалоги о культуре и искусстве. Материалы X Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Пермь, 15–17 окт. 2020 г.) : в 3 ч. Часть 3 / отв. ред. М.М. Чудинова. Пермь: Пермский государственный институт культуры, 2020. С. 161–168.
- Калабухова Е.В. Особенности развития декоративно-прикладного искусства на Ставрополье // Интерактивная наука. 2016. Вып. 2. С. 22–24. https://doi.org/10.21661/r-18640.
- Дервиз Г. Симпозиумы по эмали // Архитектура. Строительство. Дизайн. 2005. № 4 (41). С. 58–61.
- Перфильева И.Ю. Современная художественная эмаль: стилистические и инновационные тенденции развития // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. 2020. Т. 10. Вып. 4. С. 586–608. https://doi.org/10.21638/spbu15.2020.404.
- Вдовкин Н.М. Горячая эмаль и ее применение в творчестве художников // Дизайн Ревю. 2008. № 1-2. URL: http://design-review.net/index.php?show=article&id=212&year=2008&number=1 (дата обращения 07.11.2023).
- Александрова Я.А. Формирование центра художественной эмали в СПГХПА им. А.Л. Штиглица: истоки, этапы развития // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 3 (77). Ч. 1. C. 16–19.
- Александрова Я.А. Станковая эмаль Ленинграда – Санкт-Петербурга второй половины XX – начала XXI в.: истоки и эволюция : дис. ... канд. искусствоведения. СПб., 2019. 368 с.
- Вдовкина Е.Н. Использование художественного эмалирования в православной канонической иконописи // Художественный металл и горячая эмаль в контексте современных арт-практик : коллективная монография по результатам круглых столов / авт.-сост. И.Ю. Перфильева. М.: КУРС, 2022. С 123–126.
- Рафаил (Карелин), архимандрит. Язык православной иконы. М.: Сатисъ, 1997. 67 с.