Творческое наследие алтайского художника Геннадия Федоровича Борунова
№ 1 (4) 2017 "Искусство Евразии", научный журнал об искусстве.
PDF
PDF

Ключевые слова

Геннадий Борунов, живопись, алтайское искусство, «суровый стиль»,

Как цитировать

Мушникова Е. А. Творческое наследие алтайского художника Геннадия Федоровича Борунова // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2017. № 1 (4). С. 69-79. URL: https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2017.01.004.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Текущий выпуск

Отправить материал

Аннотация

В статье рассматривается творчество, основные темы и этапы искусства алтайского художника, заслуженного художника РСФСР Геннадия Федоровича Борунова (1928–2002). Г.Ф. Борунов происходит из потомственной семьи художников-иконописцев. Основой, на которой строилась вся жизнь и творчество живописца, явилась православная вера, воспринятая им от мамы и бабушки. Все, что вошло в душу Г.Ф. Борунова с детства: самоотверженный крестьянский труд и годы коллективизации, разрушение православных святынь и тяжелое военное время, любовь к родной земле и людям, которые на ней трудятся, навсегда в ней осталось и отозвалось стремлением выразить эти переживания, запечатлеть историю и рассказать о своих земляках. Таким образом, к ключевым идейным основаниям творчества живописца можно отнести: христианско-православную тематику, философское осмысление жизни; тему родины в целом и Сибири в частности; особенности сибирского характера, его духовных основ. Начало самостоятельного творческого пути художника выпадает на период начала 1960-х гг. В это время наиболее отчетливо в произведениях художников проявляется так называемый «суровый стиль». Произведениям этого периода характерна приверженность крестьянской теме, направленность на разработку сюжетно-тематического полотна и портретных образов. Определяется основная колористическая гамма, в которой работает художник. Это цвета земли – коричнево-красный и хлеба – желтый, «золотой». Эмоциональное состояние героев 1960-х годов было связано общей мыслью о земле, хлебе, уборке урожая, что выражалось в сосредоточенности, некоторой угрюмости, статичности произведений. Начиная с 1970-х и в 1980-е годы, Г.Ф. Борунова все больше захватывает социально-историческая проблематика. В произведениях данного периода больший упор делается на динамику, избираются кульминационные мгновения напряженного сюжетного действия, образы героев 1970–1980-х годов наделяются более многообразными психологическими оттенками. В 1990–2000 годы Г.Ф. Борунов обращается к философско-религиозной тематике. Г.Ф. Борунов – мастер сюжетно-тематической картины, этот жанр является определяющим в творчестве художника; кроме этого, он пишет портреты и пейзажи, обращается к натюрморту.

https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2017.01.004

Благодарности

Исследование выполнено при поддержке гранта РГНФ-МОНМ № 15-24-03002/16 «Изобразительное искусство Сибири и Монголии ХХ– начала XXI вв.: кросс-культурное взаимодействие и влияние художественных традиций».

Библиографические ссылки

  1. Борунов Г.Ф. Земля, где я родился. – Барнаул: «Алтайский дом печати». – 2008. – 100 с.
  2. Борунов Г.Ф. Воспоминания художника/ Из архива семьи Боруновых.
  3. Вастьянова О. Каждая картина жемчужина // Алтайская правда. – 2008. – 16 февраля.
  4. Красноцветова Л.Г. Певец степного края // Художник. – №7. – 1988. – С. 22-25.
  5. Красноцветова Л.Г. Некоторые особенности образной системы произведений Г.Ф. Борунова // Материалы научной конференции, посвященной 125-летию со дня рождения Г.И. Гуркина, 18-19 октября1995. Барнаул: ГИПП «Алтай», 1996. – С. 69-72.
  6. Мушникова Е.А. «Суровый стиль» и его черты, проявившиеся в искусстве Г.Ф. Борунова // Евразийство: теоретический потенциал и практические приложения: материалы Пятой Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). Барнаул, 28-29 июня 2010 г. / под ред. В.Я. Баркалова, А.В. Иванова. – Барнаул: Изд-во АГАУ, 2010. – С. 393-401.
  7. Мушникова Е.А., Шишин М.Ю. Опыт иконологического анализа произведений Г.Ф. Борунова // Вестник Алтайской науки. – №1. – 2011. – С. 65-71.
  8. Мушникова Е.А. Творческий метод Г.Ф. Борунова: основные атрибуты // Евразийство: теоретический потенциал и практические приложения: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) / под ред. В.Я. Баркалова, А.В. Иванова. – Барнаул: Изд-во АГАУ, 2012. – С. 126-131.
  9. Шишин М.Ю. Жизнь и живопись Геннадия Борунова. – Барнаул: Издательский дом «Алтапресс», 2008. – 140 с.
  10. Эдоков В. Краски родной земли // Алтай. – № 4.– 1979. – С. 74-76. Репродукции: «Отец», «Колыбельная»; «Портрет отца»; «Осенняя мелодия»; «Элеватор на Оби. 1942 год. Хлеб – фронту».
  11. Эдоков В. Летопись родного края (творческий портрет художника Г.Ф. Борунова) // Алтайская правда. – 1977. – 17 мая.