Аннотация
В статье впервые в отечественной научной литературе ставится вопрос о значении впечатлений, полученных В.И. Суриковым во время путешествия по Италии в 1884 году, для его искусства, в первую очередь — для развития замысла картины «Боярыня Морозова». Актуальность постановки исследовательской задачи объясняется слабой изученностью творческой деятельности Сурикова времени заграничной поездки, хотя тогда им был выполнен ряд важных произведений, преимущественно в технике акварели. Между тем данные работы представляют значительный интерес уже с точки зрения их высокого художественного совершенства, поэтому они составляют основной объект исследования в данной статье. В то же время ее главная задача состоит в том, чтобы показать, что в итальянских произведениях Сурикова были впервые опробованы изобразительные приемы, впоследствии использованные при работе над «Боярыней Морозовой». Одновременно на основе текстового анализа сохранившихся письменных источников, в первую очередь писем художника, показано, что распространенное мнение о решающем значении впечатлений от картин старых мастеров для формирования ее колористического ансамбля представляется малообоснованным.
Стилистический анализ изобразительного строя итальянских акварелей Сурикова дает основание говорить о том, что с их помощью мастеру удалось окончательно уяснить для себя основополагающую проблему художественной концепции исторической картины, какой она в итоге сложилась в его творчестве к середине 80-х годов. Суть проблемы заключалась в необходимости примирения методики подбора историко-археологического антуража в виде костюмно-бытовых подробностей с принципами его живописного отображения, осуществлявшегося с помощью приемов пленэрного письма. На изобразительном материале помпейских акварелей Сурикову удалось впервые в его творческой практике сообщить приметам далекого прошлого вид редкого визуального правдоподобия, достигнутого за счет умелой передачи солнечного света. Свое развитие эта практика получила в серии его архитектурных листов с изображениями сооружений древности и Возрождения, а также в единственной станковой картине, написанной в Италии, — «Сцена из римского карнавала». Во время работы над ней окончательное оформились творческие принципы показа изображаемого события, позднее определившие художественную стратегию Сурикова при написании «Боярыни Морозовой».
Библиографические ссылки
- Кеменов В.С. Историческая живопись Сурикова. 1870–1880-е годы. М.: Искусство, 1963. 546 c.
- Василий Иванович Суриков. Письма. Воспоминания о художнике / сост. и коммент. Н.А. и З.А. Радзимовских, С.Н. Гольдштейн. Л.: Искусство, 1977. 381 с.
- Алленов М.М. Реминисценции венецианского колорита в русском искусстве // Пинакотека. 2003. № 16–17. С. 90–99.
- Алленов М.М. Василий Суриков. М.: Слово, 1996. 96 c.
- Давыдова О.С. Диалог на виражах. Василий Суриков и «модернизм»: коллизия взаимоотношений // Academia. 2021. № 3. С. 255–270. https://doi.org/10.37953/2079-0341-2021-3-1-255-270.
- Сергеенко М.Е. Помпеи. М.-Л.: Издательство АН СССР, 1949. 316 c.
- Волошин М. Суриков / публикация, вступительная статья и примечания В.Н. Петрова. Л.: Художник РСФСР, 1985. 224 c.
- Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Живопись второй половины XIX века. Том 4, книга 2. М.: Красная площадь, 2006. 560 c.
- Ковалевский П.М. Этюды путешественника. Италия. Швейцария. Путешественники и путешествие. СПб.: тип. В. Головина, 1864. 303 c.
- Сарабьянов Д.В. История русского искусства второй половины XIX века. М.: Издательство МГУ, 1989. 320 c.