Аннотация
В статье рассматривается творчество выдающегося монгольского художника XX века Дагдангийна Амгалана. До сих пор оно еще мало изучено и к тому же недостаточно известно в России, хотя роль Амгалана в развитии изобразительного искусства Монголии представляется исключительно важной. Основная задача данной статьи состоит в создании научно-методологической основы для систематизации обширного фактического и историко-художественного материала, впервые в таком объеме публикуемого в отечественной научной периодике. Впервые прослеживается творческая эволюция монгольского художника, обозначаются и характеризуются ее отдельные этапы, раскрывается стилистическое и идейно-содержательное своеобразие каждого из них. Отдельно рассматриваются вопросы о том, какую роль сыграло творчество Амгалана в распространении в монгольском искусстве «сурового стиля» и как изменились на местной почве его заимствованные формальные и тематические принципы. Также показано, что Амгалан стоял у истоков возрождения национальной традиции в художественной школе Монгольской Народной Республики, причем в качестве основного достижения в данной области рассматривается оформление Дворца бракосочетания в Улан-Баторе, выполненное по его проектам. Однако, в то же самое время, будучи необычайно разносторонним художником, во второй половине 1970-х годов Амгалан выполнил ряд картин, в которых получили отражение идеи модернизма.
Библиографические ссылки
- Чутчева К.А. Изобразительное искусство Монголии XX века в контексте влияния русской художественной школы : дис. … канд. искусствоведения. Барнаул, 2006. 297 с.
- Мушникова Е.А. Творчество монгольского художника Дагдангийна Амгалана: национальное своеобразие и влияние русской живописной школы // Седьмые искусствоведческие Снитковские чтения : сб. материалов XV научно-практической конференции / ред. Н.С. Царёва, Л.В. Корникова, Т.В. Трояновская. Барнаул: Алтайский дом печати, 2018. С. 156–162.
- Нехвядович Л.И., Мелехова К.А., Уянга З. Творческий метод монгольского художника-графика Дагдана Амгалана: мировоззренческие основания, средства художественной выразительности // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2021. № 56. С. 116–122.
- Амгалан орчлон / эмхтгэгч: Ц. Баттөр, С. Төгс-Оюун. Улаанбаатар: Сэлэнгэ пресс ХХК, 2013. 210 х.
- Энхтувшин Ж. Великая степь в пейзажах монгольских художников // География искусства: многомерные образы пространства : сб. статей / отв. ред. О.А. Лавренова. М.: АНОВО «Институт кино и телевидения (ГИТР)», 2022. С. 272–288.
- Уранчимэг Д., Ян Гоу Чин. Становление искусства соцреализма в Монголии: основные этапы, роль российской художественной школы // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2021. № 4 (23). С. 170–187. https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2021.04.013.
- Дʏрслэх Урлагийн Сургуулийн Тʏʏхэн Товчоон / eрөнхий редактор Э. Сонинтогос. Улаанбаатар: [Хэвлэлийн газар байхгүй], 2021. 304 х.
- Ломакина И.И. Изобразительное искусство социалистической Монголии. Улан-Батор: Госиздательство МНР, 1970. 146 с.
- Мушникова Е.А. Тенденции «сурового стиля» в произведениях монгольских художников второй половины XX века // Евразийство: теоретический потенциал и практические приложения. 2014. № 7. С. 515–522.
- Турчин В.С. По лабиринтам авангарда. М.: Издательство МГУ, 1993. 248 с.