Аннотация
В статье творчество великого русского художника, крупнейшего представителя романтизма Сильвестра Шедрина впервые рассмотрено в контексте сложных процессов, проходивших в европейской пейзажной живописи первых десятилетий XIX века. В качестве основного предмета исследования выбрана эволюция в его искусстве стилистических форм так называемой «видописи», разновидности пейзажа, связанной с показом конкретных природных или архитектурных достопримечательностей. Объектом исследования служат картины с изображением классических и современных зданий Рима, выполненные художником в первые римские годы. Основную задачу составляет показ того, как соприкосновение с практикой пленэрной живописи и применение стилистических приемов идеального пейзажа содействовали формированию в его искусстве новых форм ландшафтного изображения, своеобразие которых показано на примере серии картин «Новый Рим. Замок Святого Ангела».
Библиографические ссылки
- Алленов М.М. Русское искусство XVIII – начала XX века. М.: Трилистник, 2000. 320 с.
- Деготь Е.Ю. Большой и малый мир в русском пейзаже романтической традиции // Пространство картины / Сост. Н.О. Тамручи. М.: Советский художник, 1989. С. 104–139.
- Памятник искусств. Тетрадь 10. СПб, 1841. 56 с.
- Савинская Л.Ю. «Порты Королевства Обеих Сицилий» Якоба Филиппа Хаккерта // Неаполитанские образы Якоба Филиппа Хаккерта. М.: ГМИИ им. А.С. Пушкина, 2006. С. 8.
- Турчин В.С. Эпоха романтизма в России. К истории русского искусства первой трети XIX столетия. Очерки. М.: Искусство, 1981. 452 с.
- Федор Матвеев. Путешествие по Италии / авт. вступ. ст., сост. С.В. Усачева. М.: Пинакотека, 2008. 160 с.
- Федоров-Давыдов А.А. Русский пейзаж XVIII – начала XIX века. М.: Искусство, 1953. 582 с.
- Щедрин С.Ф. Письма / Сост. Э.Н. Ацаркина. М.: Искусство, 1978. 232 с.
- Эфрос А.М. Сильвестр Щедрин // Сильвестр Щедрин. Письма из Италии. М.-Л.: Academia, 1932. С. 10–42.
- Galassi P. Corot in Italien. Freilichtmalerei und klassische Landschaftstradition. M?nchen: Hirmer Verlag, 1991. 284 S.
- Ottavia Cavina A. Landscapes of Reason: The Quest for Basic Geometric forms in Landscape Paintings from David to Corot // Zeichnen in Rom. 1790–1830 / Hrs M. Stuffmann und W. Busch. K?ln, 2001. S. 275–302.