Русская эмаль в коллекции православного искусства Государственного художественного музея Алтайского края
Выпуск № 2 (25) журнала «Искусство Евразии»
HTML
PDF
HTML
PDF

Ключевые слова

русская эмаль, художественная эмаль, старообрядческое искусство, медные иконы, Алтай,

Как цитировать

Клубков А. А. Русская эмаль в коллекции православного искусства Государственного художественного музея Алтайского края // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2022. № 2 (25). С. 94-103. URL: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2022.02.009.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Текущий выпуск

Отправить материал

Аннотация

Статья посвящена меднолитой пластике XVIII – начала XX века. Предметом исследования является художественная эмаль главных центров старообрядческого искусства. Источниковой базой выступила коллекция Государственного художественного музея Алтайского края. В качестве вспомогательного материала также привлечены произведения из частных коллекций. В исследовании использованы сравнительно-исторический и сравнительно-стилистический методы. Описаны отличия старообрядческой эмали от древнерусской. Установлено влияние некоторых тенденций ювелирного искусства второй половины XIX века на эмальерное дело московских старообрядческих меднолитейных мастерских.

https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2022.02.009
Читать полную версию

Библиографические ссылки

  1. Макарова Т.И. Перегородчатые эмали Древней Руси. М.: Наука, 1975. 135 c.
  2. Рыбаков Б.А. Русское прикладное искусство X–XIII веков. Л.: Аврора, 1971. 128 c.
  3. Русская эмаль XII – начала XX века из собрания Государственного Эрмитажа / сост. Н.В. Калязина, Г.Н. Комелова. Л.: Художник РСФСР, 1987. 260 с.
  4. Клубков А.А. К вопросу об атрибуции медной иконы «Богоматерь Смоленская» из фондов Государственного художественного музея Алтайского края // VIII искусствоведческие Снитковские чтения : сб. материалов ХХ Всерос. науч.-практ. конф. / ред. колл.: М.Ю. Шишин, Л.В. Корникова, Н.С. Царева, Т.В. Трояновская. Барнаул: Пять плюс, 2021. С. 158–163.
  5. Голышев И.А. Производство медных икон в Никологорском погосте Вязниковского уезда // Владимирские губернские ведомости. 1869. № 27. С. 2.
  6. Дружинин В.Г. К истории крестьянского искусства XVIII–XIX веков в Олонецкой губернии // Известия Академии наук СССР. Сер. 6. 1926. Вып. 15/17. С. 1479–1490.
  7. Фролова Г.И. К вопросу о технологии выговского (поморского) медного литья // Русское медное литье : сборник статей. Выпуск 2 / ред. С.В. Гнутова. М.: «Сол Систем», 1993. С. 48–61.
  8. Сиротников Е.С. Неповторимые краски русской эмали. Меднолитая пластика XVIII – начала XX веков из частных собраний. СПб.: Маркус, 2004. 240 с.
  9. Рындина А.В. Каталог меднолитой пластики (из коллекции А. Елфимова). Тобольск: Издательский отдел общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска», 2005. 126 с.
  10. Тенишева М.К. Эмаль и инкрустация. Прага: Seminarium Kondakovianum, 1930. 162 с.