Коллекция космозерских иконописцев Абрамовых в собрании музея-заповедника «Кижи»
Выпуск № 2 (25) журнала «Искусство Евразии»
HTML
PDF
HTML
PDF

Ключевые слова

иконопись, иконы, атрибуция музейных предметов, мастерская Абрамовых, Михей Абрамов, Иван Абрамов, Заонежский полуостров, Космозеро, Кижи, Карелия,

Как цитировать

Набокова И. И. Коллекция космозерских иконописцев Абрамовых в собрании музея-заповедника «Кижи» // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2022. № 2 (25). С. 112-123. URL: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2022.02.011.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Текущий выпуск

Отправить материал

Аннотация

В 2022 году исполнилось 110 лет со дня кончины известного заонежского художника-иконописца из с. Космозеро Михея Ивановича Абрамова. Иконописная мастерская Абрамовых, славившаяся по всему Заонежью, действовала на протяжении целого столетия. Иконы, писанные Абрамовыми, можно было встретить как в домашних крестьянских иконостасах, так и во многих храмах Олонецкой губернии. В настоящее время большая часть абрамовских икон утрачена либо хранится в собраниях музеев республики без атрибуции. Наиболее полное собрание иконописных работ космозерских иконописцев хранится в фондах музея-заповедника «Кижи». В статье рассматривается история формирования музейной коллекции, характеризуются иконы, написанные в этой мастерской, в том числе и уникальные подписные иконы заонежских изографов; приводятся воспоминания односельчан и членов семьи об организации работы и жизненном пути последнего иконописца Заонежья Ивана Михеевича Абрамова; поднимается вопрос о судьбе коллекции икон и оборудования мастерской Абрамовых, вывезенных в Финляндию в период финской оккупации советской Карелии в 1943 г.; рассматриваются возможности пополнения коллекции в настоящее время. Исследование опирается на документы Национального архива Республики Карелия, Национального архива Финляндии (Хельсинки), материалы Научного архива музея-заповедника «Кижи», в том числе экспедиционные записи.

https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2022.02.011
Читать полную версию

Библиографические ссылки

  1. Витухновская М.А. Проблемы изучения иконописи Заонежья XVII–XVIII веков // Актуальные вопросы изучения экономического и культурного развития Европейского Севера СССР. Тезисы докладов к III зональной научно–теоретической конференции молодых ученых по общественным наукам, Архангельск, 1982 / отв. ред. А.А. Куратов. Архангельск: [б. и.], 1982. С. 80–81.
  2. Петтерссон Л. Иконописная мастерская в Заонежье // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1993. М.: Наука, 1994. С. 264–275.
  3. Платонов В.Г. Две иконописные мастерские середины – второй половины XVII в. в Пудожском крае и Заонежье: преемственность развития и своеобразие стилистики // «Писана икона сия при державе царя Алексея Михайловича». Работы иконописных мастерских Пудожья и Заонежья середины – второй половины XVII века. Иконы из собраний музея-заповедника «Кижи» и Музея изобразительных искусств Республики Карелия : каталог выставки. М., Петрозаводск: музей-заповедник «Кижи», 2017. С. 3–23.
  4. Платонов В.Г. Типология центров иконописания в Обонежье XVII – XVIII вв. (к вопросу об организации иконописного дела на Русском Севере) // Рябининские чтения – 2007. Материалы V научной конференции по изучению народной культуры Русского Севера / отв. ред. Т.Г. Иванова. Петрозаводск: Гос. историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи», 2007. С. 185–187.
  5. Большева К.А. Крестьянская живопись Заонежья // Крестьянское искусство СССР : сборник Секции крестьянского искусства комитета социологического изучения искусств. В 2 т. Т. 1: Искусство севера. Заонежье. Ленинград: Academia, 1927. С. 50–61.
  6. Мильчик М.И. Иконография Заонежья // Рябининские чтения – 1995: Материалы международной научной конференции по проблемам изучения, сохранения и актуализации народной культуры Русского Севера. Петрозаводск: [б. и.], 1997. С. 349–356.
  7. Коткаваара К. Ларс Петтерссон и его проект музейной реконструкции мастерской заонежского иконописца И.М. Абрамова в свете современного финского искусствоведения // Музей в современном мире. Художественное наследие Карелии и инновационные процессы в развитии культуры и искусства: Международная научно-практическая конференция к 50-летию Музея изобразительных искусств Республики Карелия (1960-2010 гг.) : тезисы докладов. Петрозаводск: [б. и.], 2010. С. 57–61.
  8. Belik Z. Vuoden 1944 kuuluisa ikoninäyttely – ja Petroskoihin palautettujen ikonien myöhempiä vaihe // Ikonit, ihmiset ja sota: näyttely Ortodoksisessa kirkkomuseossa Kuopiossa, 28.1.-30.4.2009. Valamo: Valamon konservointilaitos, 2009. S. 92–106.
  9. Kotkavaara K. Myös kuvien Karjala // Ikonit, ihmiset ja sota: näyttely Ortodoksisessa kirkkomuseossa Kuopiossa, 28.1.-30.4.2009. Valamo: Valamon konservointilaitos, 2009. S. 62–70.
  10. Дудинова Т.Ю. Деятельность финских исследователей по изучению и сохранению памятников архитектуры и искусства на территории Заонежья в годы оккупации (1942–1944) // Церковь Преображения Господня на острове Кижи: 300 лет на заонежской земле / отв. ред. А.М. Пашков. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2014. С. 74–78.
  11. Харебова Л.С. Новые биографические материалы о космозерских иконописцах Абрамовых // Кижский вестник. Выпуск 15 : сборник статей. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2015. С. 128–133.
  12. Национальный архив Республики Карелия (НА РК). Ф. 25. Оп. 20. Д. 16/143, т. 1. Ведомость о церквях Петрозаводского у. за 1854 г.
  13. Научный архив музея-заповедника «Кижи» (НА МЗК). Ф. 1. Оп. 3. Д. 282. Учетно-эксплуатационная документация на памятники архитектуры: церковь Успенская и церковь Александра Свирского в с. Космозеро (акты обследования). Л. 3.
  14. Научный архив Института истории материальной культуры РАН (НА ИИМК РАН). Отдел рукописей. Ф. 29. Оп. 1. Д. 143. Л. 67–68.
  15. Научный архив музея-заповедника «Кижи» (НА МЗК). Ф. 1. Оп. 4. Д. 153. Беседа с Кутузовой Н.П. Зап. Р.Б. Калашникова. Петрозаводск, 2002.
  16. Мошник Ю.И. Изучение и музеефикация церковных ценностей Карелии в период финской оккупации 1941–1944 гг. // Великая Отечественная война 1941–1945 гг. в судьбах народов и регионов : сборник статей / отв. ред. А.Ш. Кабирова. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2015. С. 628–639.
  17. Pettersson L. Äänisniemen kirkollinen puuarkkitehtuuri. Aineiston esittely. Helsinki: Suomen Muinaismuistoyhdistyksen, 1950. 342 s.
  18. Suomen Kansallisarkisto, Yksityisarkistot Lars Petterssonin kokoelma (kotelo 12–14).
  19. Петтерссон Л.Ю. Церкви и часовни Заонежья: неопубликованные материалы и полевые записки, Кижская волость / перев. с фин. Т.Ю. Дудиновой. Петрозаводск: Издательский центр музея-заповедника «Кижи», 2020. 274 с.
  20. Древняя живопись Карелии. Фонды музея «Кижи» : каталог / сост. И.М. Гурвич. Петрозаводск: Карелия, 1980. 79 с.
  21. Национальный архив Республики Карелия (НА РК). Ф. 25. Оп. 22. Д. 307.
  22. Орфинский В.П. Архитектурное наследие Заонежья // Кижский вестник. Выпуск 2. Заонежье / ред.: А.П. Журавлев, В.П. Орфинский и др. Петрозаводск: Музей-заповедник «Кижи», 1993. С. 177–178.
  23. Платонов В.Г. К вопросу об эволюции северного иконостаса (на примере часовни Николы в д. Мелойгуба) // Проблемы исследования, реставрации и использования архитектурного наследия Карелии и сопредельных областей : межвузовский сборник / отв. ред. В.П. Орфинский. Петрозаводск: Петрозаводский государственный университет, 1985. С. 81–89.
  24. Фролова Г.И. «Небеса» Заонежья. Иконы из собрания музея-заповедника «Кижи». Петрозаводск: Издательский центр музея–заповедника «Кижи», 2008. 166 с.