Аннотация
Конец ХХ – XXI век — период активного взаимодействия России и Китая в сфере искусства. Китайское изобразительное искусство испытало серьезное влияние русской академической школы и традиций русского реализма в целом. Современная российская живопись также обогащается элементами китайского искусства, поскольку в последние десятилетия чрезвычайно расширились культурные контакты, которые влияют на творчество отечественных художников. В петербургском искусстве происходят интересные процессы взаимодействия и взаимовлияния разных культур. Петербург становится центром пересечения Востока и Запада. Эти изменения касаются даже такой устойчивой школы, как академическая, связанной с традициями реалистического искусства. Этот феномен нуждается в изучении. Особую роль в художественном взаимообмене играет современная петербургская академическая школа. Новизна данного исследования состоит в изучении некоторых явлений китайской культурной жизни, связанных с влиянием петербургского искусства, и в выявлении взаимовлияний, которые обнаруживаются в творчестве китайских и петербургских мастеров живописи. В статье использованы методы компаративного анализа, наблюдения, интервьюирования для определения общих закономерностей развития искусства двух стран. Современные петербургские художники, представляющие академическую школу, чрезвычайно востребованы в Китае, многократно там бывали и сотрудничают на разных уровнях с представителями культурной общественности. Китайские коллекционеры и деятели искусства активно сотрудничают с художниками и разрабатывают интересные проекты. Во время пандемии в 2019–2020 годы реальные контакты между странами сократились, но переместились в виртуальное пространство, теперь многие образовательные и культурные программы проходят в дистанционном режиме. Творческие связи не ослабевают, и это дает надежду на дальнейшее развитие культурного сотрудничества на всех уровнях.
Библиографические ссылки
- Андрей Блиок: Каталог выставки / Государственный Русский музей. СПб.: Palace Editions, 2017. 305 с.
- Валерий Леднев. Земля и люди Поднебесной. Альбом. СПб.: НП-Принт, 2019. 119 с.
- Грачева С.М. Основные тенденции современного академического изобразительного искусства Санкт-Петербурга // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. Гуманитарные и общественные науки. 2017. № 2 (87). С. 129–142.
- Грачева С.М. Современное петербургское академическое изобразительное искусство. Традиции, состояние и тренды развития. Москва: БуксМАрт, 2019. 368 с.
- Грачева С.М. Современное петербургское академическое искусство в музейном пространстве // Коллекция в коллекции: Материалы и доклады IV Всерос. научно-практ. конф. Кемерово: КемГИИК, 2020. С. 4–12.
- Грачева С.М., Чжан Хунтао. Китай в творчестве современных петербургских художников-академистов // Научные труды. 2020. Вып. 52. С. 211–229.
- Интервью Грачевой С.М. с Климом Ли 10.10.2014. Личный архив автора.
- Интервью Грачевой С.М. с Максимом Моргуновым 10.08.2021. Личный архив автора.
- Интервью Грачевой С.М. с Фань Цзяньсяном 02.08.2019. Личный архив автора.
- Пань Икуй. Творческая и художественно-педагогическая деятельность китайского художника Цюань Шаньши: Автореф. дис. … канд. искусствоведения / РГПУ им. А.И. Герцена. СПб.: [б. и.], 2013. 23 с.
- Успенский А. Внутренний стиль. Офорты Пена Варлена // Диалог искусств. 2007. № 3. С. 36–41.
- Цзинь Лихуа Влияние и роль Санкт-Петербургской академической художественной школы в формировании и развитии современной китайской реалистической живописи: Автореф. дис. … канд. искусствоведения / РГПУ им. А.И. Герцена. СПб.: [б. и.], 2019. 24 с.
- Цзинь Лихуа. Творческий путь Ван Теню (Ван Теню и его историческая монументальная живопись) // Война, беда, мечта и юность! Искусство и война: Материалы международной науч. конф. / Ред. С.М. Грачева. Москва: БуксМАрт, 2015. С. 587–592.
- Чжан Хунтао. Границы стиля "Се И" в современной масляной живописи Китая (к вопросу о культурных взаимовлияниях Китая и России) // Новое искусствознание. История, теория и философия искусства. 2019. № 2. С. 64–69.
- Яковлева Е.П. Китайские студенты ленинградского вуза 1950–1960-х годов — заложники политических обстоятельств // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 2. Искусствоведение. Филологические науки. 2016. № 2. С. 71–77.
- Яковлева Е.П., Нин Бо. Китайские студенты учебной живописной мастерской под руководством профессора В.М. Орешникова // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 2. Искусствоведение. Филологические науки. 2017. № 4. С. 56–62.
- Яковлева Е.П., Нин Бо. Россия – Китай: к истории культурно-художественных связей // Золотая палитра. 2012. № 1. С. 74–77.
- Tour-Portrait Exhibition SCO Members. Beijing: Tsinghua University Art Museum Publ., 2020. 217 p.