Искусство и война: проекты современных петербургских художников-академистов к 80-летию Великой Победы
Выпуск № 2 (37) 2025 журнала "Искусство Евразии"
HTML
PDF
HTML
PDF

Ключевые слова

современное российское изобразительное искусство, петербургская академическая живопись, академическая школа, победа в Великой Отечественной войне, тема войны и мира, историческая память, художественный образ,

Как цитировать

Грачева С. М. Искусство и война: проекты современных петербургских художников-академистов к 80-летию Великой Победы // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2025. № 2 (37). С. 88-107. URL: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2025.02.006.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Отправить материал

Текущий выпуск

Аннотация

Современные петербургские академические художники постоянно обращаются к теме войны и Победы, решая ее не столько через пересказ исторических событий, сколько через выражение личного отношения к прошлому, взывая к памяти своих отцов и дедов, вспоминая их рассказы о войне, слезы своих матерей и бабушек. Эмоциональное начало преобладает над нарративностью. В произведениях на военную тему ощутимы боль утрат, боязнь забвения, волнение о событиях сегодняшнего дня, обнаруживается связь времен. Противопоставлением тяжелым переживаниям о войне выступают размышления о человеческом мужестве, патриотизме, героизме, верности, о красоте родной земли. В своих произведениях художники демонстрируют весь диапазон чувств — от боли и страдания до чувства очищения и эмоционального облегчения. В год 80-летнего юбилея Великой Победы осмысление военной истории в образах искусства стало вновь актуальным. В статье рассмотрены произведения современных петербургских художников-академистов А. Новосёлова, Ф. Иванова, Р. Яхиханова, В. Каджаева, И. Журавлёва, Ч. Гугкаева, И. Зорькина и других авторов, преимущественно созданные в XXI веке. Для их исследования использованы методы включенного наблюдения, интервью, образно-стилистического и сравнительного искусствоведческого анализа. Рассмотрен один из крупнейших проектов Санкт-Петербургской академии художеств — выставка в Республике Коми, разнопланово представившая произведения петербургских художников о войне. Экспозиция продемонстрировала различные подходы к решению этой темы. Сделан вывод о необходимости развития темы памяти о Великой Отечественной войне, осмысления глобальных проблем войны и мира в произведениях художников разных поколений. Современные художественные проекты, объединяющие разные виды искусства и многих мастеров, не просто способны донести до зрителя фундаментальные гуманистические идеи, но и ответить на злободневные вопросы сегодняшнего дня, помогают провести важные исторические параллели, соотнести мужество и героизм людей разных поколений, определить важность общечеловеческих ценностей, объединить представителей разных культур.

https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2025.02.006
Читать полную версию

Библиографические ссылки

  1. Грачёва С.М. Искусство и война. Современное академическое изобразительное искусство Санкт-Петербурга. По материалам выставок 2015 года // Научные труды. 2016. Вып. 36. С. 186–203.
  2. Академия художеств: история в фотографиях. 1850–1950-е / сост. Е.Н. Литовченко, Л.С. Полякова. СПб.: Историческая иллюстрация, 2011. 175 с.
  3. Бахтияров Р.А. Живопись блокадного Ленинграда : автореф. дис. … канд. искусствоведения; [Место защиты: Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена]. СПб., 2008. 24 с.
  4. Война, беда, мечта и юность! Искусство и война. К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне : мат-лы междунар. науч. конф. / отв. ред. С.М. Грачёва. М.: БуксМАрт, 2015. 639 с.
  5. Дружинкина Н.Г. Тема войны и смерти в фотографии и живописи: неразрешенные аспекты (XX–XXI вв.) // Новое искусствознание. История, теория и философия искусства. 2023. № 1. С. 32–47. https://doi.org/10.24412/2686-7443-2023-1-32-47.
  6. Евсей Моисеенко. К 100-летию со дня рождения / авт.-сост. Е.Н. Литовченко. СПб.: Петроний, 2016. 379 с.
  7. Леняшин В.А. Художников друг и советник. Л.: Художник РСФСР, 1985. 316 с.
  8. Лисовский В.Г. Академия художеств. Историко-искусствоведческий очерк. Л.: Лениздат, 1982. 181 с.
  9. После войны. 1945–1956. Памяти погибших на войне / сост. С.И. Михайловский. СПб.: Свободные художники, 2020. 384 с.
  10. Рахманкулова И.А. Художественная жизнь Самарканда в годы Великой Отечественной войны. 1941–1945 гг. : автореф. дис. … канд. искусствоведения. Ташкент, 1990. 27 с.
  11. Харлашова Е.А. Академия художеств в блокадном Ленинграде // Блокадный рисунок. Архитектор С.П. Светлицкий : каталог коллекции / авт.-сост.: Е.А. Харлашова, М.Ю. Медведев, К.А. Запускалова. СПб.: [б. и.], 2017. С. 29–40. URL: https://eusp.org/sites/default/files/inline-files/0067449.pdf?ysclid=la2w7fw1yi589878345 (дата обращения: 23.04.2025).
  12. Победа — стиль эпохи: академический взгляд : коллективная монография по мат-лам междунар. науч. конф. / отв. ред. и сост. Т.Л. Астраханцева. М.: Союз Дизайн, 2023. 816 с.
  13. Грачёва С.М. Современное петербургское академическое изобразительное искусство. Традиции, состояние и тренды развития. М.: БуксМАрт, 2019. 368 с.