Монгольский традиционный орнамент: мотивы типа арга
№ 2 (13) 2019 "Искусство Евразии", научный журнал об искусстве.
PDF
PDF

Ключевые слова

монгольский традиционный орнамент, тенгрианство, категория неба, взаимодействие арга и билиг, основной мотив, сопровождающие элементы орнамента,

Как цитировать

Гантулга . Д. Монгольский традиционный орнамент: мотивы типа арга // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2019. № 2 (13). С. 42-51. URL: https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2019.02.004 .
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Текущий выпуск

Отправить материал

Аннотация

В статье рассматриваются философские основания монгольской орнаментики. Исследуются основные положения традиционной мировоззренческой доктрины арга билиг применительно к анализу различного типа орнаментов. Выявляются соотношения тенгрианских положений и орнаментов типа арга.

https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2019.02.004%20

Библиографические ссылки

  1. Батсайхан Ц. Ширмэл как художественный стиль Центральной Азии // Искусство Евразии. – 2016. – № 1 (2). – С. 29-36. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2016.01.003 [Электронный ресурс] URL: https://readymag.com/u50070366/501557/13/
  2. Батчулуун Л. Монгол дарханы урлаг. – Уланбаатар, 2009. – 46 х.
  3. Батчулуун Л. Монгольский орнамент, его виды и структуры. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. – Уланбаатар, 1991. – 65 х.
  4. Белокурова С.М. Анализ танки «Улаан Сахиус» Гэндэндамбы: формирование подхода на основе учения арга билиг // Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции «Язык, культура, межкультурная коммуникация». – Ховд: Издательство Ховдского государственного университета. – 2014. – 336 с. – С. 155-161.
  5. Белокурова С.М. Использование учения арга билиг в сравнительном анализе монгольской буддийской иконографии на примере образов Зеленой Тары и Балдан Лхамо // Искусство Евразии. – 2015. – № 1 (1). [Электронный ресурс] URL: https://readymag.com/u50070366/416035/10/
  6. Белокурова С.М., Шишин М.Ю. Теория интерпретации монгольской архитектуры с опорой на учение «арга билиг» в контексте иконологического метода // Евразийство: теоретический потенциал и практические приложения. – 2016. – № 8. – С. 307-313.
  7. Гантулга Д. Буган х?ш??нийзохиомжарга, билгийн ш?тэлцээтд?рийнурансайхнысэтгэлгээболохнь. ХИС-ийнЭШБ-№1 XVI дэвтэр. –Ховд,1999. – 113-116 х.
  8. Гантулга Д. Монголчуудын д?р, д?рсэндаргабилигийгш?тэлц??лэхсэтгэлгээ. Хэл, соёл, соёлхоорондынхарилцааОУЭШХ-ынэмхтгэл№ 2. –Уланбаатар, 2010. – 170 х.
  9. Далай Ч. Монгол б??м?рг?лийнтовчт??х. –Уланбаатар, 1959. – 6 х.
  10. Дулам С. Культурный код «танцующего человека» петроглифического комплекса Рашаан-Хад // Искусство Евразии. – 2016. – № 2 (3). – С. 17-27. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2016.02.002. [Электронный ресурс] URL: https://readymag.com/u50070366/575921/9/
  11. Дулам С. Монгол бэлгэдэл з?й I боть.Тоонбилэгдэлз?й. –Уланбаатар, 2011. – 36 х.
  12. Майдар Д., Дарьс?рэнЛ. Гэр. –Уланбаатар,1976. – 108 х.
  13. П?рэвО. Монголб??гийншашин. – Уланбаатар,1999. – 84 х.
  14. Учение арга билиг как ось монгольской культуры / Шишин М.Ю., Белокурова С.М., Иванов А.В., Первушина O.В., Цэдэв Н., Гантулга Д. / Под общей редакцией М.Ю. Шишина. Барнаул: Издательство АлтГТУ, 2013. – 181 с.
  15. Шишин М.Ю., Белокурова С.М. Монгольское учение арга билиг: культурологический потенциал и основание в анализе произведений искусства // Идеи и идеалы. – 2016. – Т. 2. – № 3 (29). – С. 137-146.