Иконография миниатюр к главам о гиене в бестиариях аббатств епархии Пассау XIII–XIV веков
Выпуск № 2 (33) 2024 журнала "Искусство Евразии"
HTML
PDF
HTML
PDF

Ключевые слова

бестиарий, миниатюры XIII–XIV веков, епархия Пассау, иконографическая схема, региональная традиция,

Как цитировать

Мельникова А. А. Иконография миниатюр к главам о гиене в бестиариях аббатств епархии Пассау XIII–XIV веков // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2024. № 2 (33). С. 54–61. URL: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2024.02.003.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Отправить материал

Текущий выпуск

Аннотация

В статье анализируются истоки формирования региональной традиции оформления бестиариев епархии Пассау. Материалом исследования послужили миниатюры к главам о гиене в рукописях XIII–XIV веков, созданных в аббатствах Альдерсбах и Фюрстенфельд. Влияние региональных особенностей изучается в рамках прослеживающихся в XIII веке «отклонений» в иконографических схемах бестиариев от традиции, сформированной в XII столетии. Цель работы состоит в определении предпосылок для отказа от распространенной иконографической схемы «гиена, поедающая труп» при подготовке рукописи. Названная схема встречается в бестиариях английской линии и французских сборниках зоологических статей, главным источником ее формирования являются античные и позднеантичные изображения поединков животных. Иконографическая схема, которая получает в работе название «обнимающиеся гиены», ограничивается католическими монастырями епархии Пассау, в том числе аббатствами Альдерсбах и Фюрстенфельд. На основе иконографического анализа миниатюр выявлены значительные и незначительные трансформации иконографических схем. С помощью сравнительного и исторического методов исследования сделано предположение, что использование принципиально новой иконографической схемы может быть объяснено особенностями текстовой версии Dicta Chrysostomi, в которой акцент сделан на двуполой природе гиены, с одной стороны. С другой стороны, рассматривается уже сформированная в скрипториях епархии Пассау традиция изображения существа, стоящего на задних лапах. Она встречается в бестиарии XII века, бестиарии группы Dicta Chrysostomi Clm, Bsb 3206 (XIII–XIV веков), а также в книге образцов Рейна. Третьей причиной представляются религиозная трактовка особенности гиены и стремление художника подчеркнуть двойственность, лживость ее природы как метафору человеческого вероотступничества и идолопоклонства.

https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2024.02.003
Читать полную версию

Библиографические ссылки

  1. James M.R. The bestiary. Being a reproduction in full of the Manuscript li.4.26 in the University Library, Cambridge, with supplementary plates from other manuscripts of English origin, and a preliminary study of the Latin bestiary as current in England / edit for the Roxburghe Club. Oxford: University Press Oxford, 1928. 63 p.
  2. McCulloch F. Medieval Latin and French bestiaries. Chapel Hill: The University of North Carolina Press, 1962. 111 p.
  3. Yapp W.B. A new look at English bestiaries // Medium Aevum. 1985. Vol. 54. P. 1–19.
  4. Dines I. A critical edition of the bestiaries of the third family. Jerusalem: Hebrew University, 2008. 217 p.
  5. Clark W.B. A Medieval book of beasts: the second-family bestiary: commentary, art, text and translation. Suffolk, Rochester: Boydell Press, 2006. 280 p.
  6. Muratova X. Workshop methods in English late twelfth-century illumination and the production of luxury bestiaries // Beasts and birds of the Middle Ages. The bestiary and its legacy / ed. by W.B. Clark, M.T. McMunn. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1989. P. 53–68.
  7. Klugseder R. Musikgeschichte Aldersbach // Musik in Bayern. 2014. Vol. 79. P. 202–233. https://doi.org/10.15463/gfbm-mib-2014-109.
  8. Beiträge zur mittelalterlichen Geschichte des Klosters Aldersbach. Bericht zur interdisziplinären Tagung “Mittelalterliche Geschichte des Klosters Aldersbach“ am 1. und 2. Oktober 2020 / hg. R. Klugseder. St. Ottilien: EOS Verlag, 2021. 584 S.
  9. Басни Эзопа / отв. ред. Ф.А. Петровский. М.: Наука, 1968. 322 с.
  10. Аристотель. История животных / пер. с древнегреч. В.П. Карпова; под ред. и с примеч. Б.А. Старостина. М.: Изд. центр Российского государственного гуманитарного университета, 1996. 525 с.
  11. The Epistle of Barnabas / trans. J.B. Lightfoot. Cambridge: Macmillan & Co, 1891.
  12. Плиний Старший. Естественная история. Книга VIII / пер. с лат. И.Ю. Шабага // Труды кафедры древних языков. Вып. III / отв. ред. А.В. Подосинов. М.: Индрик, 2012. С. 186–227.
  13. Климент Александрийский. Педагог: творение учителя церкви Климента Александрийского. М.: Учебно-информационный экуменический центр ап. Павла, 1996. 290 с.
  14. Kraß A. The Hyena’s Cave: ’Jeremiah’ 12.9 in premodern bestiaries // Interfaces: a journal of Medieval European literatures. 2018. № 5. Р. 111–128. https://doi.org/10.13130/interfaces-05-09.