Региональные особенности в уникальных памятниках французской готики XVI–XVII веков
Выпуск № 2 (33) 2024 журнала "Искусство Евразии"
HTML
PDF
HTML
PDF

Ключевые слова

готическая архитектура, французская готика, готика раннего Нового времени, Сент-Эсташ, собор Святого Креста в Орлеане, региональные особенности,

Как цитировать

Морозова П. И. Региональные особенности в уникальных памятниках французской готики XVI–XVII веков // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2024. № 2 (33). С. 62–71. URL: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2024.02.004.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Отправить материал

Текущий выпуск

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема архитектурной дифференциации французских готических памятников XVI–XVII столетий. Для Франции готика является незыблемой традицией и общенациональным стилем, связанным с самоидентичностью. Однако в силу главенства других стилей на мировой арене большинство исследователей игнорируют готические памятники XVI–XVII веков, рассматривая их через призму барокко или ренессанса. Подобный подход представляется некорректным, поскольку в таком случае готика раннего Нового времени из самодостаточного архитектурного явления превращается в периферийную тенденцию и становится всего лишь пережитком прошлого. В статье дан анализ разнообразных уникальных вариантов готики раннего Нового времени, а также предпринята попытка доказательства существования в этой архитектурной парадигме отдельных региональных тенденций. Готика рассматриваемого периода предлагает интересный нетривиальный синтез различных архитектурных систем, что придает ей ярко выраженный компромиссный характер. Так, с одной стороны, в этом стиле в период XVI–XVII веков проявляется собственное наследие готической традиции, при этом выступая зачастую наряду с позднеготическими элементами. С другой стороны, в данной парадигме присутствуют и отдельные черты ренессансной и барочной традиций. Таким образом, за счет попыток архитектурного синтеза возникают любопытные химеры, неспособные как быть в полной мере повторенными, так и служить отправной точкой для последующей традиции. Так или иначе, готический стиль раннего Нового времени представляет собой уникальный самоценный дифференцированный стиль, почему и должен рассматриваться отдельно в собственной системе координат.

https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2024.02.004
Читать полную версию

Библиографические ссылки

  1. Kavaler E.M. Renaissance Gothic. Architecture and the art in Northern Europe 1470–1540. New Haven: Yale University press, 2012. 332 p.
  2. Pevsner N. An outline of European architecture. Berlin: Penguin Books, 1960. 740 p.
  3. Cocke T.H. Gothique Moderne: the use of Gothic in seventeenth century France // Medieval architecture and its intellectual context. Studies in honour of Peter Kidson / ed. E. Fernie, P. Crossley. London; Ronceverte: Hambledon Press, 1990. P. 249–257.
  4. Bucher F. Medieval architectural design methods, 800–1560 // Gesta II. 1972. № 2. P. 37–51.
  5. Ranjard M. Saint-Eustache. Les campagnes de construction de 1532 à 1640 // Congrès archéologique de France. Paris-Mantes: Société française d'archéologie, 1946. P. 103–135.
  6. Sankovitch А.М. Тhe Church of Saint-Eustache in the early French Renaissance. Turnhout: Brepols, 2015. 244 р.
  7. Ефимова Е.А. Архитектурная теория Филибера Делорма : дис. … канд. искусствоведения. М., 1997. 235 с.
  8. Sire M.-A. Albi. Sainte-Cécile. Paris: Centre des monuments nationaux, 2013. 80 p.
  9. Sanfacon R. L’architecture flaboyante en France. Quebec: Les pressesde l’Universite Laval, 1971. 219 p.