Аннотация
В данной статье рассматривается проблема архитектурной дифференциации французских готических памятников XVI–XVII столетий. Для Франции готика является незыблемой традицией и общенациональным стилем, связанным с самоидентичностью. Однако в силу главенства других стилей на мировой арене большинство исследователей игнорируют готические памятники XVI–XVII веков, рассматривая их через призму барокко или ренессанса. Подобный подход представляется некорректным, поскольку в таком случае готика раннего Нового времени из самодостаточного архитектурного явления превращается в периферийную тенденцию и становится всего лишь пережитком прошлого. В статье дан анализ разнообразных уникальных вариантов готики раннего Нового времени, а также предпринята попытка доказательства существования в этой архитектурной парадигме отдельных региональных тенденций. Готика рассматриваемого периода предлагает интересный нетривиальный синтез различных архитектурных систем, что придает ей ярко выраженный компромиссный характер. Так, с одной стороны, в этом стиле в период XVI–XVII веков проявляется собственное наследие готической традиции, при этом выступая зачастую наряду с позднеготическими элементами. С другой стороны, в данной парадигме присутствуют и отдельные черты ренессансной и барочной традиций. Таким образом, за счет попыток архитектурного синтеза возникают любопытные химеры, неспособные как быть в полной мере повторенными, так и служить отправной точкой для последующей традиции. Так или иначе, готический стиль раннего Нового времени представляет собой уникальный самоценный дифференцированный стиль, почему и должен рассматриваться отдельно в собственной системе координат.
Библиографические ссылки
- Kavaler E.M. Renaissance Gothic. Architecture and the art in Northern Europe 1470–1540. New Haven: Yale University press, 2012. 332 p.
- Pevsner N. An outline of European architecture. Berlin: Penguin Books, 1960. 740 p.
- Cocke T.H. Gothique Moderne: the use of Gothic in seventeenth century France // Medieval architecture and its intellectual context. Studies in honour of Peter Kidson / ed. E. Fernie, P. Crossley. London; Ronceverte: Hambledon Press, 1990. P. 249–257.
- Bucher F. Medieval architectural design methods, 800–1560 // Gesta II. 1972. № 2. P. 37–51.
- Ranjard M. Saint-Eustache. Les campagnes de construction de 1532 à 1640 // Congrès archéologique de France. Paris-Mantes: Société française d'archéologie, 1946. P. 103–135.
- Sankovitch А.М. Тhe Church of Saint-Eustache in the early French Renaissance. Turnhout: Brepols, 2015. 244 р.
- Ефимова Е.А. Архитектурная теория Филибера Делорма : дис. … канд. искусствоведения. М., 1997. 235 с.
- Sire M.-A. Albi. Sainte-Cécile. Paris: Centre des monuments nationaux, 2013. 80 p.
- Sanfacon R. L’architecture flaboyante en France. Quebec: Les pressesde l’Universite Laval, 1971. 219 p.