«Дух времени» 1980-х – начала 2000-х годов: французско-немецкая художественная теория и практика
Выпуск № 2 (33) 2024 журнала "Искусство Евразии"
HTML
PDF
HTML
PDF

Ключевые слова

искусство постмодерна, дух времени, Жан-Франсуа Лиотар, Юрген Хабермас, Тильман Борше, Манфред Франк, Норман Розенталь, Христос М. Йоахимидес, Филипп Отто Рунге, Зигмар Польке, Йозеф Бойс, Райнер Феттинг, иконографический анализ, семиотический анализ,

Как цитировать

Орлова Е. В. «Дух времени» 1980-х – начала 2000-х годов: французско-немецкая художественная теория и практика // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2024. № 2 (33). С. 82–95. URL: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2024.02.006.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Отправить материал

Текущий выпуск

Аннотация

В статье анализируется философско-мировоззренческое понятие «дух времени» в контексте научного диспута французского постструктуралиста Лиотара и немецких ученых — Юргена Хабермаса, Тильмана Борше, Манфреда Франка. Повествование включило обзор отдельных философских работ, которые имеют большое значение для развития художественной теории постмодерна. На примере кураторского замысла интернациональной выставки «Дух времени» («Zeitgeist», 1982, ФРГ, Берлин) выявлена идейная и образная основа «духа времени», связанного с принципами восприятия классического наследия в искусстве постмодерна. Сделана характеристика крупных произведений художников Йозефа Бойса, Зигмара Польке, Георга Базелица и др. Обоснован вывод о реконтекстуализации самого понятия «дух времени» в эпоху постмодерна. Данная работа выполнена с использованием иконографического и семиотического методов искусствоведческого анализа.

https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2024.02.006
Читать полную версию

Библиографические ссылки

  1. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. СПб.: Наука, 1992. 442 с.
  2. Гегель Г.В.Ф. Философия религии : в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1977. 573 с.
  3. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. Двенадцать лекций / пер. с нем. М.М. Беляев. М.: Весь мир, 2008. 416 с.
  4. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна / пер. с франц. Н.А. Шматко. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998. 160 с.
  5. Borsche T. Mit dem Widerstreit leben. Ein diskurspolitischer Essay zu J.F. Lyotard // Dialektik. 2001. № 1. S. 19–31.
  6. Frank M. Die Grenzen der Verständigung. Ein Geistergespräch zwischen Lyotard und Habermas. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1988. 103 p.
  7. Joachimides Ch.M. Ein neuer Geist in der Malerei // Kunstforum International. 1981. Bd. 43. S. 148–149.
  8. Faust W.M. Zeitgeist Fragen. Ein Interview mit Christos M. Joachimides // Kunstforum International. 1982. Bd. 56. S. 18–30.
  9. Zeitgeist. Internationale Kunstausstellung / Hrsg. Ch.M. Joachimides, N. Rosental. Berlin, West: Frohlich & Kaufmann, 1982. 120 S.
  10. Георг Базелиц. Из собрания Дойче Банк / под ред. Н.С. Скидальской; cост. Б. Фербер и др. Франкфурт-на-Майне: Издательство «Герман Шмидт» 1997. 338 с.
  11. Мастера искусства об искусстве. Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов : в 7 т. Т. 4.: Первая половина XIX века / под общ. ред. И.Л. Маца и Н.В. Яворской. М.: Искусство, 1967. 622 с.
  12. Faust W.M. Idylle, Intensität, Zensur: Ein «nachgetragenes» Interview mit Achille Bonito Oliva // Kunstforum International. 1980. Bd. 40. S. 104–107.
  13. Lyotard J.-F. Der Widerstreit / Übersetzt von Joseph Vogl. München: Fink, 1987. 333 S.
  14. Турчин В.С. От романтизма к авангарду. Лица. Образы. Эпоха : в 2 т. Т. 1 / сост. М.В. Нащокина. М.: Прогресс-Традиция, 2016. 608 с., ил.
  15. Honnef K. Der neue Manierismus. Das Panorama des Zeitgeistes // Kunstforum International. 1982. Bd. 56. S. 31–129.
  16. Jock H.-N. «Wenn ich sah, wie Beuys zeichnete, stockte mir der Atem». Heinz-Norbert Jock im Gespräch mit Rudi Fuchs // Kunstforum International. Dezember 1999 – Januar 2000. Bd. 148. S. 396–402.
  17. Юнг К.Г., Нойман Э. Психоанализ и искусство / пер. с англ. М.: Refl-book, К. Ваклер, 1996. 304 с.