Аннотация
В статье анализируются формально-стилистические и иконографические особенности лукканской школы живописи на примере расписных крестов, выполненных мастерской Берлингьери в XIII веке, деятельность которой ознаменовала «золотой век» лукканской художественной культуры. Среди основных школ живописи, сложившихся на территории Тосканы в XIII веке, в искусствоведческой литературе широко изучены пизанская, сиенская и флорентийская, в то время как лукканская зачастую остается вне поля зрения исследователей. Однако в рассматриваемый период она переживала свой расцвет, и связан он был именно с деятельностью мастерской, основанной Берлингьеро Берлингьери, также известного как Берлингьеро ди Миланезе. Среди произведений, выходивших из мастерской Берлингьери, можно отметить значительное количество расписных крестов, которые и стали объектом данного исследования. Расписные кресты с изображениями распятия (croce dipinta) представляют собой яркий феномен в художественной и религиозной жизни Италии XII–XIV веков. Этот вид объектов религиозного культа нашел особенно широкое распространение в Умбрии и Тоскане. Однако для того чтобы проанализировать их формально-стилистические и иконографические особенности, которые являются предметом изучения, привлечены и более ранние образцы расписных крестов лукканской школы, а также некоторые знаковые памятники подобного рода, выполненные позднее, что дало возможность проследить характерные черты и эволюцию лукканской школы живописи. В работе использованы формально-стилистический, иконографический и сравнительный методы. Результаты исследования дают представление о значимости мастерской Берлингьери в контексте лукканской живописной традиции, позволяют оценить ее особенности и наметить пути последующих исследований.
Библиографические ссылки
- Cavalcaselle G.B., Crowe A. Storia della pittura in Italia dal secolo II al secolo XVI. Vol. 3: I pittori della Scuola senese nel secolo XIV e ne' primi onni del seguente, ed alcuni altri di Pisa e di Lucca seguaci di quella maniera. Firenze: Le Monnier, 1899. 354 p.
- Venturi A. Storia dell'arte italiana. Vol. 5: La pittura del Trecento e le sue origini: Con 818 incisioni in fototipografia. Milano: Hoepli, 1907. 1093 p.
- Marle R. van. The development of the Italian schools of painting. Vol. 5. Hague: Martinus Nijhoff, 1925. 517 p.
- Sandberg-Vavalà E. La croce dipinta italiana e l'iconografia della passione: Con 585 illustrazioni e 4 tavole fuori testo. Roma: Multigrafica, 1985. 943 p.
- Monciatti A. Le croci dipinte di area lucchese: modelli e tipi figurali nel XII secolo // La pittura su tavola del XII secolo. Riconsiderazioni e nuove acquisizioni a seguito del restauro della croce di Rosano / a cura di C. Frosinini, A. Monciatti, G. Wolf. Firenze: Edifir, 2012. P. 163–173.
- Сaleca A. Pittura del Duecento e del Trecento a Pisa e a Lucca // Castelnuovo E. La pittura in Italia: il Duecento e il Trecento : in 2 vol. Vol. 1. Milano: Electa, 1986. P. 233–264.
- Bellosi L. Per un contesto cimabuesco senese: b) Rinaldo da Siena e Guido di Graziano // Prospettiva. 1991. № 62. P. 15–28.
- Angiola E.M. Nuovi documenti su Bonaventura e Marco di Berlinghiero // Prospettiva. 1980. № 21. P. 82–84.
- Tartuferi A. Il Crocifisso di Fucecchio: un problema di pittura lucchese // Scoperte e ritorni. Scritti in memoria di Alberto Bruschi / a cura di C. Acidini, S. Bellesi. Firenze: Edizioni Polistampa, 2022. P. 10–16.
- Toesca P. Storia dell'arte italiana. Vol. 2: Il trecento. Torino: Unione Tipografico-Editrice Torinese, 1951. 979 p.
- Venturi L. Il gusto dei primitivi. Bologna: Zanichelli, 1926. 253 p.
- Castelli C., Parri M., Santacesaria A. Il supporto ligneo della Croce di Rosano. Tecnica e confronti // La Croce dell’Abbazia di Rosano. Visibile e invisibile. Studio e restauro per la comprensione / a cura di M. Ciatti, C. Frosinini, R. Bellucci. Firenze: Edifir, 2007. P. 105–110.
- Tartuferi A. Il Maestro del Bigallo e la pittura della prima metà del Duecento agli Uffizi. Firenze: Polistampa, 2007. 80 p.