Атрибуция иконы Воскресения Христова с клеймами из Государственного художественного музея Ханты-Мансийского автономного округа
Выпуск № 4 (31) 2023 журнала "Искусство Евразии"
HTML
PDF
HTML
PDF

Ключевые слова

иконопись, Ханты-Мансийский музей, икона «Воскресение Христово, с 63 клеймами», Ростов Великий,

Как цитировать

Трубачёва М. С. Атрибуция иконы Воскресения Христова с клеймами из Государственного художественного музея Ханты-Мансийского автономного округа // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2023. № 4 (31). С. 156-167. URL: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2023.04.009.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Текущий выпуск

Отправить материал

Аннотация

Статья посвящена результатам атрибуционного исследования и искусствоведческому анализу иконы Воскресения Христова с клеймами из собрания Государственного художественного музея Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. С применением историко-искусствоведческого и семиотического методов проведен анализ сложного композиционного построения и состава изображенных на иконе чтимых святых и образов Богоматери, а также технико-технологических и стилистических особенностей иконы. В результате установлено, что ее создание может быть отнесено ко второй половине XVIII века и связано с Ростовом Великим, где в данный период процветал промысел финифти, а изобразительное искусство испытывало влияние малороссийских и польских образцов.

https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2023.04.009
Читать полную версию

Библиографические ссылки

  1. Бобров Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи. СПб.: Аксиома, 1995. 252 с.
  2. Вахрина В.И. Иконы ростовского Архиерейского дома // Искусство христианского мира. 1999. № 3. 134–143.
  3. Воронец Е.Н. Как и на каком основании должно изображать икону Воскресения Христова? М.: Университетская типография, 1893. 288 с.
  4. Иванова С.В. Иконография Воскресения в русском искусстве XVI–XVIII вв.: источники формирования нового канона // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 5: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2022. № 45. С. 28–44. http://dx.doi.org/10.15382/sturV202245.28-44.
  5. Иванова С.В. Иконография Пасхи: «Сошествие во ад» или «Воскресение»? // История и культура. 2010. № 8. С. 36–61.
  6. Иванова С.В. Воскресение и Сошествие во ад: История двух сюжетов в христианском искусстве. СПб.: Российский институт истории искусств, 2019. 398 с.
  7. Иванова С.В. Метаморфозы российской традиции иконографии Воскресения // Обсерватория культуры. 2014. № 4. С. 138–141. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2014-0-4-138-141.
  8. Квливидзе Н.В. Воскресение Иисуса Христа. Иконография // Православная энциклопедия. Т. IX. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. С. 420–423.
  9. Кондаков Н.П. Лицевой иконописный подлинник. Исторический и иконографический очерк. Т. 1: Иконография Господа Бога нашего и Спаса Иисуса Христа. СПб.: Товарищество Р. Годикс и А. Вильборг, 1905. 97 с.
  10. Лазарев В.Н. Византийское и древнерусское искусство. М.: Наука, 1978. 335 с.
  11. Овчинников А.Н. Из опыта реконструкции древних икон // Музей и современность. Вып. 2 / науч. ред. А. Тимрот. М.: [б. и.], 1976. С. 196–235.
  12. Овчинников А.Н. Икона середины XV века «Воскресение» (псковский извод) // Древний Псков. История, искусство, археология. Новые исследования : сборник / сост. С. Ямщиков. М.: Изобразительное искусство, 1988. С. 133–154.
  13. Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских. М.: Прогресс-Традиция, 2001. 562 с.
  14. Полещук Д.В. Сюжет «Вознесение Христа с Адамом» в иконе «Воскресение Христово» 1571 г. из Великого Устюга и некоторые проблемы иконографии Воскресения в XVII в. // Великий Устюг. Проблемы региональных исследований : материалы межрегиональной научно-практической конференции / редкол.: А.Б. Андреева и др. Великий Устюг: [б. и.], 2018. С. 65–69.
  15. Припачкин И.А. О Воскресении Христовом в православной иконографии. М.: Паломник, 2008. 64 с.
  16. Успенский Л.А. Воскресение Христово // Журнал Московской Патриархии. 1956. № 5. С. 28–33.
  17. Kartsonis A.D. Anastasis: the making of an image. Princeton, New Jersey: Princeton University Press, 1986. 263 p.
  18. Lucchesi Palli E. Höllenfahrt Christi // Lexikon der christlichen Ikonographie / Herausgegeben von E. Kirschbaum. Freiburg, Basel, Wien: Herder, 1970. B. 2. S. 322–331.
  19. Schiller G. Ikonographie der christlichen Kunst. B. 3. Die Auferstehung und Erhöhung Christi. Gütersloh: Gütersloher Verlagshaus Mohn, 1986. 604 S.
  20. Комашко Н.И. Новоникитская икона Божией Матери // Православная энциклопедия. Том 51. М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 2018. С. 660–661.
  21. Фёдорова М.М. Творчество мастера ростовской финифти XVIII века священника Алексея Всесвятского // Искусство христианского мира. Вып. 8. М.: Изд-во ПСТБИ, 2004. С. 297–306.
  22. Крылов А.П. Церковно-археологическое описание города Ярославля. Ярославль: Тип. Г. Фалька, 1860 (2016). 291 с.
  23. Титов А.А. Ростов Великий Ярославской губернии и его святыни. М.: Печ. А.И. Снегирёвой, 1909. 66 с.