Искусствоведение на Алтае
Выпуск № 3 (30) 2023 журнала "Искусство Евразии"
HTML
PDF
HTML
PDF

Ключевые слова

искусствоведение, научная школа, искусствоведческая школа, Государственный художественный музей Алтайского края, музейная коллекция, Уральский федеральный университет, Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина,

Как цитировать

Лихацкая Л. Н. Искусствоведение на Алтае // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2023. № 3 (30). С. 214-233. URL: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2023.03.015.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Текущий выпуск

Отправить материал

Аннотация

В статье рассматривается история, региональное своеобразие и современное состояние искусствоведения на Алтае. Обобщена и систематизирована деятельность искусствоведов, активно работающих и внесших большой вклад в развитие алтайского искусства и искусствознания. Раскрывается аспект преемственности исследовательских поколений, научных школ. Обзор сопровождается обширной библиографией, которая отражает как методологические основания поисков, так и их тематический спектр: история и современное состояние изобразительного искусства Алтая, Сибири в целом, Дальнего Востока и сопредельных территорий; теория и философия искусства; коллекция Государственного художественного музея Алтайского края; вопросы методики преподавания истории и теории художественной культуры. Становление искусствоведческой науки в регионе связано с деятельностью Государственного художественного музея Алтайского края, вузов региона и Алтайской краевой организации Союза художников России.

https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2023.03.015
Читать полную версию

Библиографические ссылки

  1. Летопись художественной жизни Алтайского края. 1958–2012 / авт.-сост. В.В. Глебов, Л.Г. Красноцветова-Тоцкая. Барнаул: Алтайский Дом литераторов, 2013. 196 с.
  2. Шамина Л.Н. Алтайский музей изобразительных и прикладных искусств в художественной культуре края // Искусство Алтая: в краевом музее изобразительных и прикладных искусств. Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1989. С. 3–14.
  3. Царёва Н.С. 70 лет со дня рождения искусствоведа, директора Государственного художественного музея Алтайского края И.К. Галкиной // Культурологические исследования в Сибири. 2015. № 2 (45). С. 5–9.
  4. Федотов А.В. Развитие музейного искусствоведения на Алтае в 60–70-х годах XX века // Декабрьские диалоги. Вып. 12 : материалы Всерос. (с междунар. участием) науч. конф. памяти Ф.В. Мелёхина. Омск: Наука, 2009. С. 77–79.
  5. Художники Алтая XX век / сост. Л.И. Леонова. Барнаул: Алтайский полиграфический комбинат, 2001. 296 с.
  6. Художники Алтайского края : биобиблиогр. слов. : в 2 т. / отв. ред. В.С. Олейник, науч. ред. Т.М. Степанская. Барнаул: Алтайский дом печати, 2005–2006. Т. 1. 453 с. Т. 2. 648 с.
  7. Изобразительное искусство Сибири XVII – начала XXI вв. : слов.-указ. в 2-х т. / авт.-сост. В.Ф. Чирков. Тобольск: Возрождение Тобольска, 2014. 1646 с.
  8. Глущенко Л.Ф., Глущенко Н.А., Лаптева Н.Г. Важная форма развития научного потенциала высшей школы – научные школы // Современные наукоемкие технологии. 2007. № 3. С. 49.
  9. Нечаев О.И. Научная школа – понятие широкое // Шумпетеровские чтения : материалы одиннадцатой международной научно-практической конференции. Т. 1. Пермь: Издательство Пермского национального исследовательского политехнического университета, 2022. С. 241–246.
  10. Яньшина М.В. Научные школы: социокультурный подход к анализу // Вопросы культурологии. 2011. № 7. С. 15–19.
  11. Горшенина С.М. Становление и развитие системы изучения истории искусств Средней Азии в Узбекистане. Конец XIX века – первая половина ХХ века (историографические аспекты) : автореферат дис. ... канд. исторических наук : 07.00.09. Ташкент, 1996. 27 с.
  12. Гончарик Н.П. Роль и значение собирательской деятельности искусствоведа Л.И. Снитко // Первые искусствоведческие Снитковские чтения : сб. материалов науч.-практ. конф. Барнаул: [б. и.], 2005. С. 12–27.
  13. Галкина И.К. Новые материалы к биографии Г.И. Гуркина (1917–1919 гг.) // Искусство народов Сибири: традиции и современность : тезисы докладов конф. Новосибирск: Новосибирская картинная галерея, 1994. С. 28–31.
  14. Галкина И.К. Особенности новой экспозиции, посвященной 125-летию со дня рождения Г.И. Гуркина // Материалы научной конференции, посвященной 125-летию со дня рождения Г.И. Гуркина. Барнаул: ГИПП «Алтай», 1996. С. 9–12.
  15. Галкина И.К. П.П. Кончаловский. «Новгород Великий» // Рассказы о картинах. Живопись: АМИИ 20 лет. 1959–1979 / сост. Т.М. Степанская. Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1979. С. 85–90.
  16. Галкина И.К. М.Я. Будкеев // Изобразительное искусство Алтая / сост. Л.И. Снитко. Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1977. С. 50–52.
  17. Галкина И.К. Искусство периода Великой Отечественной войны // Искусство Алтая: в краевом музее изобразительных и прикладных искусств / сост. И.К. Галкина. Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1989. С. 67–78.
  18. Галкина И.К. Основные итоги деятельности отдела научно-исследовательской работы в 1992 году // Итоги деятельности музея в 1992 г. : сб. докладов на науч.-практ. конф. / сост. И.К. Галкина. Барнаул: [б. и.], 1993. С. 11–14.
  19. Галкина И.К. КГБУ «Государственный художественный музей Алтайского края» // Мир Бизнеса. XXI век. Деловой Алтай. Новосибирск: Типография Новосибирск, 2022. С. 116–119.
  20. Государственный художественный музей Алтайского края. Барнаул : альбом / сост. Л.Г. Красноцветова-Тоцкая, Н.А. Гусельникова, Н.С. Царёва, В.В. Хорева. М.: Белый город, 2006. 64 с.
  21. Государственный художественный музей Алтайского края. Из художественного наследия Алтая. Иконопись, живопись, графика : альбом / сост. Н.П. Гончарик, Н.А. Гусельникова, Л.Г. Красноцветова, С.В. Мягких, Л.В. Сидоренко, Н.С. Царёва, В.В. Хорева. М.: Сканрус, 2002. 79 с.
  22. Главным остается жизнь. Мир образов В.М. Шукшина в художественных коллекциях Алтайского края : альбом / сост. Л.Г. Красноцветова-Тоцкая, Н.С. Царёва. Барнаул: Концепт, 2009. 148 с.
  23. Гончарик Н.П. Атрибуция и научная каталогизация произведений Г.И. Чорос-Гуркина в собрании Государственного художественного музея Алтайского края // Шестые искусствоведческие Снитковские чтения : сб. материалов всерос. науч.-практ. конф. / науч. ред. Н.С. Царёва. Барнаул: Алтайский дом печати, 2016. С. 29–36.
  24. Гончарик Н.П. Произведения академиков Российской академии художеств В.Н. Гориславцева и В.С. Муратова в собрании Государственного художественного музея Алтайского края // Алтай и Академия художеств : сб. материалов науч.-практ. конф. / науч. ред. М.Ю. Шишин. Барнаул: Издательство АлтГТУ, 2017. С. 18–24.
  25. Лихацкая Л.Н. Учитель и художник А.В. Иевлев. Барнаул: Алтайский дом печати, 2006. 108 с.
  26. Царёва Н.С. Георгий Лавров. Барнаул: Алтай, 2003. 127 с.
  27. Россия и Монголия: перекрестки культуры / отв. ред. И.В. Фотиева, ред. Н.Г. Барышникова, Л.Н. Лихацкая, Н.С. Царёва. Барнаул: Издательство АлтГТУ, 2015. 224 с.
  28. Город на Неве в истории Алтая: люди и судьбы / отв. ред. И.Н. Никулина. Барнаул: Алтайский дом печати, 2020. 349 с.
  29. Лихацкая Л.Н. Проблемы развития портретного жанра в алтайской живописи XX в. : дисс. … канд. искусствоведения : 17.00.04 / Алтайский государственный университет. Барнаул, 2002. 270 с.
  30. Лихацкая Л.Н. Человек. Портрет. Эпоха. Барнаул: Издательство АлтГТУ, 2010. 230 с.
  31. Дариус Е.И. Художник Алексей Николаевич Борисов. Жизнь во имя искусства. Барнаул: РИО Алтайского ГАУ, 2015. 207 с.
  32. Дариус Е.И., Шишин М.Ю. Художественная жизнь Алтая в первые годы советской власти (1917 – середина 1920-х гг.). Барнаул: Издательство Алт ГТУ, 2019. 202 с.
  33. Пешков Е.Ю. История взаимоотношений Российского Алтая и Монголии ХХ века в сфере изобразительного искусства: хронология событий // Манускрипт. 2021. Т. 14. № 7. С. 1495–1501. https://doi.org/10.30853/mns210264.
  34. Пешков Е.Ю. Тема Монголии в творчестве Ивана Быкова // Искусство Евразии. 2019. № 1 (12). С. 163–172. https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2019.01.013.
  35. Сидорова О.В. Художники Экспериментальной Ленинградской литографской мастерской в собрании Государственного художественного музея Алтайского края // Творческая личность мастера и его роль в художественной культуре региона : сб. науч.-практ. конф. Барнаул: ИП Соловьёв Д.А., 2021. С. 190–196.
  36. Сидорова О.В. Классики алтайской графики в собрании Государственного художественного музея Алтайского края (Барнаул, Россия) // Ученые записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). 2021. № 3 (29). С. 52–59. https://doi.org/10.32340/2414-9101-2021-3-52-59.
  37. Сидорова О.В. Выставка иллюстраций Алексея Дмитриева в Государственном художественном музее Алтайского края // Евразийство: теоретический потенциал и практические приложения. 2022. № 11. С. 225–231.
  38. Сидорова О.В. Офорты Юрия Непринцева из серии «Ленинградцы» в собрании Государственного художественного музея Алтайского края // Искусство для Победы! : сб. науч.-практ. конф. Барнаул: Алтайский дом печати, 2020. С. 88–94.
  39. Сидорова О.В. Символика и функциональная принадлежность пейзажных образов в книжной графике В.А. Раменского // XI Сибирские искусствоведческие чтения «Сибирский пейзаж: от топа к типу, от мотива к художественному образу» : сб. науч.-практ. конф. Красноярск: Поликор, 2018. С. 129–134.
  40. Крылова В.И. Графическая серия «1941–1945» Александра Исааковича Харшака в собрании Государственного художественного музея Алтайского края // Искусство для Победы! : сб. науч.-практ. конф. Барнаул: Алтайский дом печати, 2020. С. 95–100.
  41. Крылова В.И. Графика Г.С. Паштова в собрании Государственного художественного музея Алтайского края // Искусство Евразии. 2022. № 4 (27). С. 120–127. https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2022.04.008.
  42. Шамина Л.Н. Проблемы краевого художественного музея // Музей и современный художественный процесс : сб. тезисов науч. конф. музейных работников / ред.-сост. Л.Н. Барышникова. Красноярск: Академия художеств СССР, 1989. С. 88–92.
  43. Шамина Л.Н. Из истории коллекционирования в Алтайском регионе. Коллекция С.Г. Хачатуряна — частная картинная галерея «Кармин» // Инновационные практики в современном искусстве Сибири: галереи, частные и корпоративные собрания, коллекционеры : материалы Всерос. науч.-практ. конф. / ред.-сост. В.Ф. Чирков. Омск: [б. и.], 2016. С. 45–48.
  44. Шамина Л.Н. Из истории коллекционирования в России. Частная галерея «Кармин» в Барнауле. Формы сотрудничества // Вторые искусствоведческие Снитковские чтения : сб. материалов науч.-практич. конф. Барнаул : Типография «Графика», 2007. С. 126–129.
  45. Коллекция Сергея Хачатуряна XX–XXI вв. : альбом-каталог / сост. Л.Н. Шамина. Барнаул: Галерея «Кармин», 2007. 263 с.
  46. Русское искусство конца XIX – начала XX века : каталог / сост. Н.П. Гончарик. Барнаул: [б. и.], 1982. 51 с.
  47. Народное искусство в коллекции Алтайского музея изобразительных искусств. Советские народные художественные промыслы : каталог / авт.-сост. Н.П. Гончарик. Барнаул: [б. и.], 1986. 34 с.; 11 л.
  48. Боровцова Т.А., Клокова Л.И., Корникова Л.В. Русский традиционный костюм Алтая : альбом. Барнаул: [б. и.], 2013. 100 с.
  49. Сибирская икона / редкол.: В.И. Байдин и др. Омск: Иртыш-92, 1999. 272 с.
  50. Крейдун Ю.А., Школина Е.В. Росписи придела равноапостольного великого князя Владимира: Иоанно-Богословский храмовый комплекс г. Барнаула. Барнаул: Барнаульская духов. семинария; Алтайский Дом печати, 2021. 136 с.
  51. Клубков А.А., Школина Е.В. «Спасти и сохранить»: научная концепция выставки отреставрированных предметов православного искусства из фондов Государственного художественного музея Алтайского края // Современный музей: традиции, проблемы, перспективы : сб. материалов межрегион. науч.- практ. конф. / ред. Н.Ю. Потехина, Т.Н. Микуцкая. Томск: Интегральный переплет, 2019. С. 121–126.
  52. Степанская Т.М. Архитектура Алтая XVIII – начала XX века : дис. ... докт. искусствоведения : 17.00.04 / Санкт-Петербургский академ. институт живописи, скульптуры и архитектуры. Санкт-Петербург, 1996. 410 с.
  53. Степанская Т.М. Жилые постройки XVIII – пер. пол. XIX в. на территории Алтайского и Нерчинского горных округов // Этнография Алтайского края / отв. ред. Т.К. Щеглова. Барнаул: АлтГПУ, 1994. С. 7–11.
  54. Степанская Т.М. Обелиски, монументы, скульптура и мемориальные доски Барнаула // Культурное наследие Сибири. Барнаул: Издательство Алтайского государственного университета, 1994. С. 82–99.
  55. Нехвядович Л.И., Скубневский В.А., Черняева И.В. Научные школы Сибири в сфере гуманитарного знания // Культурное наследие Сибири. 2019. Т. 2. № 17. С. 64–75.
  56. Нехвядович Л.И. Этноискусствоведческие концепции в трудах ученых Сибири // Культурное наследие Сибири. Вып. 12 : сб. науч. трудов / под ред. Т.М. Степанской. Барнаул: Издательство Алтайского государственного университета, 2011. С. 84–89.
  57. Будкеев Д.С., Будкеев С.М. Малая Родина Михаила Будкеева: к 95-летию Народного художника Росссийской Федерации. Барнаул: Издательство Алтайского государственного университета, 2017. 191 с.
  58. Усанова А.Л. Художественно-бытовые традиции в советском городском интерьере (1930–1950-е годы). Барнаул: Издательство Алтайского государственного университета, 2016. 187 с.
  59. Усанова А.Л. Художественное пространство Барнаула: диалектика столичной и провинциальной культуры // Вестник славянских культур. 2019. Т. 51. С. 277–288.
  60. Усанова А.Л. Труды сибирских историков искусства и искусствоведов, опубликованные в 2017–2018 гг. // Культурное наследие Сибири. 2020. Т. 2. № 26. С. 114–118.
  61. Раменская Ю.В. В. Раменский: жизнь и творчество. Барнаул: Алтайский Дом печати, 2021. 320 с.
  62. Шишин М.Ю. Система преподавания на кафедре истории искусств в Уральском университете им. А.М. Горького // Весенние искусствоведческие чтения – 2022: к 100-летию Б.В. Павловского : сб. науч.-практ. конф. / ред. В.В. Авдеева, Е.П. Алексеев, Т.А. Галеева, Г.В. Голынец. Екатеринбург: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2023. С. 45–53.
  63. Шишин М.Ю. Искусствоведческие подходы в изучении комплексов петроглифов: опыт семантического анализа композиции «Шаман на волке» в Бага-Уйгур в Западной Монголии // Культура в евразийском пространстве: традиции и новации. 2018. № 1 (2). С. 106–111.
  64. Шишин М.Ю. Культурный ландшафт: ноосферный и мифопоэтический подход. На примере творчества Г.С. Райшева // Геннадий Райшев: Культурный ландшафт. Диалоги в пространстве и времени : мат. науч.-практ. конф. Ханты-Мансийск: Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Государственный художественный музей», 2020. С. 16–24.
  65. Шишин М.Ю. Триптих «Страх и отчаяние в Третьей империи» Виталия Воловича // Искусство Евразии. 2020. № 3 (18). С. 195–202. https://doi.org.10.46748/ARTEURAS.2020.03.018.
  66. Шишин М.Ю. Виктор Зотеев. Путь в жизни и творчестве. Барнаул: Алтайский Дом печати, 2012. 226 с.
  67. Шишин М.Ю. Мир Александра Потапова. Графика и живопись : альбом. Барнаул: Алтайский Дом печати, 2013. 239 с.
  68. Сергей Прохоров: живопись : альбом / авт. вступ. ст. М.Ю. Шишин. Барнаул: Издательство Алтайского государственного технического университета, 2006. 254 с.
  69. Шишин М.Ю. Творчество Р.И. Яушева и коллекция его офортов в Государственном художественном музее Алтайского края // IX искусствоведческие Снитковские чтения : сб. науч.-практ. конф. / отв. редактор Н.С. Царёва. Барнаул: БП, 2022. С. 68–76.
  70. Шишин М.Ю. Новые поступления графических этнографических работ И.В. Титкова в собрании Государственного художественного музея Алтайского края // Художественная культура Сибири и сопредельных территорий: страницы прошлого и современность : сб. науч.-практ. конф. Барнаул: АКО ВТОО «Союз художников России», 2021. С. 111–114.
  71. Шишин М.Ю. Творчество В.И. Кислых и коллекция его произведений в Государственном художественном музее Алтайского края // VIII искусствоведческие Снитковские чтения : сб. науч.-практ. конф. / редкол.: М.Ю. Шишин, Л.В. Корникова, Н.С. Царёва, Т.В. Трояновская. Барнаул: ИП Соловьёв Д.А., 2021. С. 175–183.
  72. Шишин М.Ю., Мушникова Е.А. В.И. Зарубин и его картина «Пейзаж с рекой и рыбаками» (1917) в собрании Государственного художественного музея Алтайского края // Манускрипт. 2021. Т. 14. № 12. С. 2890–2895. https://doi.org/10.30853/mns20210477.
  73. Шишин М.Ю. Б.А. Смирнов-Русецкий и коллекция его работ в Государственном художественном музее Алтайского края // Художественная культура Сибири и сопредельных территорий: страницы прошлого и современность : сб. науч.-практ. конф. Барнаул: АКО ВТОО «Союз художников России», 2019. С. 92–95.
  74. Шишин М.Ю., Мушникова Е.А. Теоретико-искусствоведческие подходы к анализу произведений Г.Ф. Борунова // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 3. С. 243–245.
  75. Шишин М.Ю. Философия искусства и ее роль в современном искусствознании // Искусство и искусствоведение Сибири. Вопросы и истории, теории, актуальных практик : сб. науч.-практ. конф. Омск: Золотой тираж, 2023. С. 17–26.
  76. Шишин М.Ю. Подходы к формированию евразийской философии культуры // Мир Евразии. 2014. № 4. С. 79–83.
  77. Алтай и Гималаи как уникальные культурно-биосферные регионы Евразии / под ред. А.В. Иванова, И.В. Фотиевой]. Барнаул: РИО Алтайского ГАУ, 2017. 335 с.
  78. Искусство Сибири и Монголии XX – начала XXI в.: очерки истории и теории / под ред. М.Ю. Шишина [и др.]. Барнаул: Издательство Алтайского государственного технического университета, 2018. 321 с.
  79. Белокурова С.М. Монгольский художник и искусствовед Цэрэнчимэдийн Эрдэнэцог: творческие и исследовательские методы // IX искусствоведческие Снитковские чтения : сб. науч.-практ. конф. / отв. редактор Н.С. Царёва. Барнаул: БП, 2022. С. 205–210.
  80. Белокурова С.М., Канарёва Т.Н. Генезис образа птицы Гаруды в монгольском искусстве // Евразийство: теоретический потенциал и практические приложения. 2022. № 11. С. 241–255.
  81. Белокурова С.М. Ням-Осорын Цултэм «Вечно вместе»: стилистический и семантический анализ произведения // Творческая личность мастера и его роль в художественной культуре региона : сб. науч.-практ. конф. Барнаул: ИП Соловьёв Д.А., 2021. С. 169–174.
  82. Белокурова С.М. Особенности стиля «метаисторический экспрессионизм»: монгольский аспект // VIII искусствоведческие Снитковские чтения : сб. науч.-практ. конф. / редкол.: М.Ю. Шишин, Л.В. Корникова, Н.С. Царёва, Т.В. Трояновская. Барнаул: ИП Соловьёв Д.А., 2021. С. 194–199.
  83. Шишин М.Ю., Онуфриенко Д.Е. Культурный ландшафт монастырского комплекса Гандан в Улан-Баторе: графосемиотический анализ // Человек: образ и сущность. Гуманитарные аспекты. 2023. № 1 (53). С. 110–128. https://doi.org/10.31249/chel/2023.01.06.
  84. Онуфриенко Д.Е. Монгольский архитектор Нямцогт Галсанцэрэн: творческое становление и основные проекты // IX искусствоведческие Снитковские чтения : сб. науч.-практ. конф. / отв. редактор Н.С. Царёва. Барнаул: БП, 2022. С. 210–214.
  85. Онуфриенко Д.Е. Анализ храма Мэгжид Жанрайсэг в комплексе Гандантэгченлин: графо-искусствоведческий метод // Искусство Евразии. 2022. № 4 (27). С. 14–27. https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2022.04.001.
  86. Шишин М.Ю., Онуфриенко Д.Е. Ступы храмового комплекса в г. Ховде (Монголия): результаты архитектурно-семантического анализа // Манускрипт. 2020. Т. 13. № 9. С. 204–210. https://doi.org/10.30853/manuscript.2020.9.39.
  87. Прохоров С.А. Живопись как средство гуманизации архитектурной среды // Приволжский научный вестник. 2013. № 6 (22). С. 152–156.
  88. Прохоров Н.С. Цветная графика в проектной культуре // Архитектура и градостроительство, дизайн и изобразительное искусство – 2021: теория и история, художественное творчество и проекты : сб. междунар. науч.-практ. конф. / ред. С.Б. Поморов, Р.С. Жуковский. Барнаул: Издательство Алтайского государственного технического университета, 2022. С. 448–451.
  89. Шамина Л.Н. Искусствоведы краевого союза художников. Страницы истории, традиции и современность // Четвертые искусствоведческие Снитковские чтения : сб. материалов всерос. науч.-практ. конф. / ред. Л.Г. Красноцветова-Тоцкая. Барнаул: Алтайский Дом печати, 2011. С. 17–23.
  90. Укачин А.Б., Укачина А.В. История возвращения картины Г.И. Чорос-Гуркина «Озеро горных духов» // Десятые Сибирские искусствоведческие чтения «Искусство социального заказа: Советская эпоха, постсоветское время» : материалы респ. науч.-практ. конф. / ред.-сост. В.Ф. Чирков. Новокузнецк: [б. и.] 2018. С. 6–11.
  91. Прибытков Г.И. Отображение в творчестве Г.И. Чорос-Гуркина шаманского обряда камлания // История культуры Алтая. Барнаул: АКИПКРО, 1996. С. 66–80.