Аннотация
В статье представлен анализ одной из икон богатого собрания Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций (Республика Беларусь). Высказывается предположение о возможном круге авторов данного произведения, дается общая характеристика иконы, подробно анализируется центральная часть и все семнадцать клейм. Показывается, что исполнитель или заказчик иконы стремится создать особый тип произведения — иконы-иконостаса, в котором находят свое отражение его интерес и достаточно глубокое погружение в догматику православного учения, причем в варианте аскетического и монашеско-иноческого проявления. Заметны поиски воззрений, отраженных в конкретном церковном собрании старообрядцев-ветковцев, включенных в традиционный уклад и устоявшуюся систему верований. В анализе применяются метод архивных изысканий, историко-искусствоведческий анализ, исследование воплощения вопросов православной догматики в системе художественно выразительных средств.
Библиографические ссылки
- Лилеев М.И. Из истории раскола на Ветке и в Стародубье XVII–XVIII вв. Вып. 1. Киев: Типография Г.Т. Корчак-Новицкого, 1895. 596 с.
- Гарбацкі А.А. Стараабрадніцтва на Беларусі ў канцы XVII – пачатку XX ст.. Брэст: Выдавецтва Брэсцкага дзярж. ун-та, 1999. 202 с.
- Неизвестная Россия. Иконописные мастерские старообрядцев XVIII и XIX веков: Ветка, Гуслицы, Невьянск и мастерская Фролова в Рае. Каталог выставки. Франкфурт-на-Майне: Henrich Editionen, 2010. 176 c.
- Нечаева Г.Г. Ветковская икона. Минск: Издательство «Четыре четверти», 2002. 269 с.