«Скорбящий Спаситель» в русских резных фигурах XVIII–XIX веков: от традиции к поискам новых решений
Выпуск № 2 (25) журнала «Искусство Евразии»
HTML
PDF
HTML
PDF

Ключевые слова

русское церковное искусство XVIII–XIX веков, храмовая скульптура, статуи Скорбящего Спасителя,

Как цитировать

Рындина А. В. «Скорбящий Спаситель» в русских резных фигурах XVIII–XIX веков: от традиции к поискам новых решений // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2022. № 2 (25). С. 188-203. URL: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2022.02.019.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Текущий выпуск

Отправить материал

Аннотация

В статье изложены результаты исследования, имевшего целью систематизировать обширный пласт русских художественных памятников на тему Страстей Господних, не вдаваясь в анализ стилистических нюансов резьбы, что представляется возможным лишь на следующем этапе их изучения. Среди них можно выявить три основных типа: сакрально-топографический (Христос в темнице), символико-литургический (Скорбящий Спаситель) и, наконец, вариант наиболее сложный для смыслового истолкования, который условно можно отнести к историческим (группа пермских скульптур, где Христос изображен в препоясанных одеждах). Православное искусство «неотделимо от богословия» (И. Мейендорф), поэтому европейский антропоцентризм и иллюзионизм не укоренились на почве русской храмовой скульптуры, несмотря на безусловный исходный импульс извне. Напитанная литургическим смыслом, изначальным для русского церковного искусства и не искорененным даже в Новое время (П. Муратов назвал это свойство «твердостью» русского искусства), скульптура дистанцировалась как от ренессансной имитации, так и от позднеготического и маньеристского мистицизма, но при этом не стала простым ответвлением фольклора, а вошла в церковное творчество Нового времени как «икона Страстей Христовых». В этом — причина глубокого вхождения образа Скорбящего Спасителя в русскую религиозность, народную поэзию и храмовое убранство XVIII–XIX веков вплоть до эпохи модерна.

https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2022.02.019
Читать полную версию

Библиографические ссылки

  1. Бусева-Давыдова И.Л. О духовных основах поздней русской иконы // Вопросы искусствознания. 1997. № 1 (10). С. 182–197.
  2. Деяния Московских Соборов 1666 и 1667 г. Москва: Изд. Братства св. Петра митрополита, 1881. 379 с.
  3. Рындина А.В. Большой Московский собор 1666–1667 годов и судьба русской храмовой скульптуры // Вопросы искусствознания. 1997. № 1 (10). С. 198–207.
  4. Клокова Г.С. Храмовый резной образ Усекновенной главы Иоанна Предтечи в с. Бабурино // Древнерусская скульптура. Средневековая пластика. Россия и восточно-христианский мир : сборник статей. Вып. 4 / ред.-сост. А.В. Рындина. Москва: Индрик, 2003. С. 184–200.
  5. Рындина А.В. Тема Страстей Господних в русской деревянной скульптуре XVIII–XIX веков. Старое и новое // Искусствознание. 2003. № 1. С. 232–249.
  6. Серебренников Н.Н. Пермская деревянная скульптура. Пермь: Пермское книжное издательство, 1967. 98 с.
  7. Власова О.М. Народный примитив в пермской деревянной скульптуре // Художественная культура Пермского края и ее связи : материалы науч. конф. 21–24 февр. 1989 г. / сост. Н.В. Казаринова. Пермь: Пермское книжное издательство, 1992. С. 117–123.
  8. Власова О.М. Храмовая скульптура Пермского региона: дисс. канд. искусствоведения. М., 2003. 247 с.
  9. Кантор А.М. Об иконографии Скорбящего Спасителя в народной деревянной скульптуре // Художественная культура Пермского края и ее связи : материалы науч. конф. 21–24 февр. 1989 г. / сост. Н.В. Казаринова. Пермь: Пермское книжное издательство, 1992. С. 111–116.
  10. Скульптура и резьба Беларуси XII–XVIII вв. : каталог / сост. Н.Ф. Высоцкая. Минск: Беларус. Энцыклапедыя, 1998. 223 с.
  11. Jahn J. Deutsche Renaissance. Baukunst. Plastik. Malerei. Graphik. Kunsthandwerk. Leipzig: Seeman, 1969. 158 s.
  12. Шаханова В.М. Иконографический репертуар храмовой деревянной скульптуры Арзамасского уезда по Описи середины XIX в. (опыт систематизации). К 150-летию научной деятельности архиепископа Макария (Миролюбова). 1842–1992 // Древнерусская скульптура. Проблемы и атрибуции : сборник статей. Выпуск 2. Часть 2 / ред.-сост. А.В. Рындина. Москва: НИИ РАХ, 1993. С. 3–199.
  13. Римкус В.Я. К вопросу о некоторых аналогиях в литовской и пермской народной пластике // Художественная культура Пермского края и ее связи : материалы науч. конф. 21–24 февр. 1989 г. / сост. Н.В. Казаринова. Пермь: Пермское книжное издательство, 1992. С. 104–111.
  14. Пуцко В.Г. Пермская деревянная скульптура в европейском художественном контексте // Художественная культура Пермского края и ее связи : материалы науч. конф. 21–24 февр. 1989 г. / сост. Н.В. Казаринова. Пермь: Пермское книжное издательство, 1992. С. 98–104.
  15. Успенский Л.А. Богословие иконы православной Церкви. Москва: Московский Патриархат, 1989. 474 с.
  16. Зеленская Г.М. «Каменный» путеводитель XVII века по Воскресенскому собору Ново-Иерусалимского монастыря // Искусство христианского мира : сборник статей. Выпуск 3. Москва: Изд-во Православ. Богосл. Св.-Тихон. ин-та, 1999. С. 152–175.
  17. Хромов О.Р., Топурия Н.А. «Описание Иерусалима» Симона Симоновича и Христофора Жефаровича в русских лубочных изданиях: исследования и сводный каталог книг, хранящихся в московских изданиях. Москва: НИЦ «Скрипторий», 1996. 100 с.
  18. Хромов О.Р. Русская лубочная книга XVII–XIX вв. Москва: Памятники ист. мысли, 1998. 219 с.
  19. Гравюра греческого мира в московских собраниях : каталог / сост. О.Р. Хромов. Москва: Индрик, 1997. 83 с.
  20. Гнутова С.В. Образы Священного Писания в паломнических реликвиях XVIII–XIХ веков из Святой Земли // Искусство христианского мира : сборник статей. Выпуск 6. Москва: Изд-во ПСТБИ, 2002. С. 299–210.
  21. Демидов С.В. Из истории забытых памятников деревянной пластики ближнего и дальнего Подмосковья // Древнерусская скульптура. Проблемы и атрибуции : сборник статей. Выпуск 2. Часть 1 / ред.-сост. А.В. Рындина. Москва: НИИ РАХ, 1993. С. 217–226.
  22. Звенигородская О. В преддверии «Темниц». К проблематике титульного листа «Темниц» Пиранези // Искусствознание. 2002. № 2 (20). С. 250–268.
  23. Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные. Москва: Синодальная библиотека Московского Патриархата, 1991. 340 с.
  24. Киприан (Керн) архим. Крины молитвенные. Москва: Изд-во св. Кирилла и Мефодия, 2002. 202 с.
  25. The Glory of Byzantium: art and culture of the Middle Byzantine era, A.D. 843–1261 / edited by Helen C. Evans and William D. Wixon. New York: Metropolitan Museum of Art, 2006. 576 p.
  26. Grabowski J. Dawna Polska rzezba ludowa. Warszawa: Auriga, 1968. 36 s.
  27. Аверинцев С.C. Поэтика ранневизантийской литературы. Москва: Coda, 1997. 342 с.
  28. Русская деревянная скульптура : альбом / сост. С.И. Масленицын. Москва: Изобразительное искусство, 1994. 328 с.
  29. Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Париж: [б. и.], 1937. 537 с.
  30. Учение: Пятикнижие Моисеево / текст, пер., введ. и коммент. И.Ш. Шифмана. Москва: Республика, 1993. 333 с.
  31. Писания мужей апостольских. Киев: Изд-во им. Свт. Льва, папы Римского, 2001. 326 с.
  32. Пестова А.И. Пыскорский Спасо-Преображенский монастырь как центр миссионерства и культуры Прикамья XVI–XVIII веков // Христианское миссионерство как феномен истории и культуры (600-летию памяти святителя Стефана Пермского) : материалы 16-й Международной научно-практической конференции 1996 г. Т. 2. Пермь: [б. и.], 1997. С. 105–125.
  33. Силкин А.В. Строгановское лицевое шитье. Москва: Прогресс-Традиция, 2002. 397 с.
  34. Treasures of Mount Athos. Catalogue of Exhibition. Thessaloniki: Community of Mount Athos, 1997. 696 p.
  35. Бобровницкая И.А. Русская расписная эмаль конца XVII – начала XVIII века : каталог. Москва: Гос. ист.-культ. музей-заповедник «Московский Кремль», 2001. 148 с.
  36. Христианские реликвии в Московском Кремле / ред.-сост. А.М. Лидов. Москва: Радуница, 2000. 305 с.