Полдень длиной в полвека. Творческие миры Веры и Сергея Кондулуковых: живопись 1971–2021 годов
Выпуск № 2 (25) журнала «Искусство Евразии»
HTML
PDF
HTML
PDF

Ключевые слова

Сергей Кондулуков, Вера Кондулукова, современная живопись, академизм, традиция,

Как цитировать

Ступин С. С. Полдень длиной в полвека. Творческие миры Веры и Сергея Кондулуковых: живопись 1971–2021 годов // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2022. № 2 (25). С. 14-25. URL: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2022.02.001.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Текущий выпуск

Отправить материал

Аннотация

Статья посвящена творчеству современных российских живописцев, заслуженных художников РФ, профессоров живописи Тольяттинского государственного университета Сергея Никитовича и Веры Ивановны Кондулуковых. Анализ творчества художников проведен с применением формально-стилистического и компаративного методов, а также с обращением к психоаналитической традиции интерпретации искусства в аспекте дихотомии интровертивного и экстравертивного (классификация К.Г. Юнга) и эстетико-философской оппозиции аполлонического и дионисийского (классификация Ф. Ницше) типов творчества. Изучаются наиболее репрезентативные в жанровом и тематическом отношении произведения авторов, в первую очередь портретная и пейзажная живопись. Обсуждается проблема традиции и новаторства в творчестве Кондулуковых: автор приходит к выводу, что принадлежность к академической школе не ограничивает, но потенцирует творческую свободу мастеров, поскольку высокопрофессиональное владение академическими приемами позволяет художникам решать сложные и разнообразные пластические задачи. В контексте интерпретации «народности» отечественного искусства Иваном Крамским, Петром Оссовским и Иваном Лубенниковым творчество Кондулуковых трактуется исследователем как передача живой традиции новым поколениям художников современной России. Новизна публикации состоит как в применении названных исследовательских стратегий к художественному наследию Сергея и Веры Кондулуковых, так и в осмыслении собственных рефлексий художников над проблемами философии искусства и эстетики. В данной статье впервые публикуются материалы интервью, записанных автором с супругами Кондулуковыми в январе 2022 года в их мастерской в Тольятти. Публикация приурочена к 50-летию совместного творческого пути художников (1971–2021) при акцентировании своеобразия манеры и пластического мышления каждого из героев статьи.

https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2022.02.001
Читать полную версию

Библиографические ссылки

  1. Пластическое мышление в живописи, архитектуре, кино и фотографии / отв. ред. О.А. Кривцун. М., СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2019. 352 с.
  2. Дмитренко А. Художники Сергей и Вера Кондулуковы // Кондулуков С.Н., Кондулукова В.И. Сергей и Вера Кондулуковы. Портретная живопись. Художественный альбом. Самара: Издательский дом «Агни», 2014. С. 13–15.
  3. Бахтияров Р. Неповторимый образ времени // Сергей Кондулуков. Образ времени. Живопись. Самара: ООО «Полиграфический дом ДСМ», 2019. С. 6–12.
  4. Бахтияров Р. Современность традиции. Портретная живопись Сергея и Веры Кондудуковых // Сергей и Вера Кондулуковы. Самара: Издательский дом «Агни», 2014. С. 5–13.
  5. Павельева-Кузьмина А. Вера Кондулукова, Сергей Кондулуков. Художники Поволжья // Кондулукова В.И., Кондулуков С.Н. Художники Поволжья : альбом. Тольятти: Современник, 1995. С. 5–12.
  6. Рожин А.И. Мастерство и вдохновенье // Вера и Сергей Кондулуковы. Живопись / ред. А.И. Рожин. М.: СканруС, 2003. С. 6–31.
  7. Ступин С.С. Искусство и пределы человеческого. Опыт экзистенциального искусствознания. М., СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2020. 256 с.
  8. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки / пер. с нем. Г.А. Рачинского. М.: Азбука, 2021. 224 с.
  9. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989. 608 с.
  10. Кривцун О.А. Основные понятия теории искусства. Энциклопедический словарь. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2018. 448 с.
  11. Профессиональные мысли и наставления художников / авт.-сост. М.Ф. Разанов. М.: Атлант-С, 2014. 256 с.
  12. Юнг К.Г. Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству // Юнг К.Г. Архетип и символ / пер. с нем. В.В. Бибихина. М.: «КАНОН+», РООИ «Реабилитация», 2015. С. 283–304.