Реставрация китайского альбома XVIII века
Выпуск № 4 (23) журнала «Искусство Евразии»
HTML
PDF
HTML
PDF

Ключевые слова

китайская живопись, каллиграфия, альбом, китайская бумага, китайский шелк, консервация, реставрация, физико-химические исследования, биологические исследования, экспонирование, восточная живопись, Государственный Эрмитаж,

Как цитировать

Шишкова Е. Г., Самосюк К. Ф., Дивлеткильдеева А. О., Смоляницкая О. Л., Хаврин С. В., Чугунова К. С., Григорьева И. А., Уразаева Я. Р. Реставрация китайского альбома XVIII века // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2021. № 4 (23). С. 254-269. URL: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2021.04.020.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Текущий выпуск

Отправить материал

Аннотация

Цель данного исследования — познакомить специалистов, занимающихся изучением и реставрацией произведений китайской живописи, с опытом, полученным в Государственном Эрмитаже. В процессе изучения текстов «Альбома рисунков. Путешествие императора Цяньлуна на юг Китая» хранителем К.Ф. Самосюк была установлена дата его создания — 1751–1758 годы. Альбом с китайской живописью был исследован всесторонне: проведены физико-химические и биологические исследования, которые позволили определить методику его реставрации. В России мало информации о реставрации альбомов такого рода. Исследование и реставрация китайской живописи осложняется хрупкостью материалов — бумаги и шелка, а также утонченностью техники живописи, поэтому были выбраны неразрушающие методы исследования без взятия проб. Рассматривались также этические проблемы. Были применены физический, химический и биологический анализы для определения подходящего метода реставрации. Биологические исследования подтвердили необходимость замены старых, обветшавших страниц альбома новыми. Для реставрации и сохранения альбома были использованы традиционные китайские методы реставрации и собственный опыт. Об исследовании и реставрации китайской живописи и каллиграфии, помещенных в альбомы, не так много информации. Наряду с другими источниками впервые в отечественной практике было использовано «Иллюстрированное руководство по монтированию китайской каллиграфии и живописи» Янь Гуйжуна, 2013. В статье также рассматривается проблема адаптации альбомов с живописью и каллиграфией к новым требованиям хранения и экспонирования графики. Изменение исторической формы монтирования листов с изображениями было вызвано сильным разрушением конструкции альбома. Новая форма хранения позволила выставлять альбом отдельными листами на различных тематических выставках с возможностью их ротации на экспозиции. В данной статье показан логический ход выбора методики реставрации, основанный на результатах исследований памятника и сочетании традиционных и современных методов реставрации.

https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2021.04.020
Читать полную версию

Благодарности

Авторы благодарят за содействие в проведении реставрационных работ фонд «The Coca-Cola Foundation», Благотворительный фонд В. Потанина, переводчицу текста на английский язык Кристину Барнард, а также сотрудников лаборатории научной реставрации восточной живописи, принимавших участие в реставрации альбома: А.О. Андрееву, Е.А. Маслову, В.А. Румянцеву, К.В. Ягину и фотографа редакционно-издательского отдела К.В. Синявского.

Библиографические ссылки

  1. Белозерова В.Г. Китайский свиток. Москва: Государственный научно-исследовательский институт реставрации, 1995. 272 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36562218 (дата обращения: 20.09.2021).
  2. Косолапов А.И. Естественнонаучные методы в экспертизе произведений искусства. Санкт-Петербург: Издательство Государственного Эрмитажа, 2010. 170 с.
  3. Метлицкая Л.Л., Костикова Е.А. Реставрация произведений графики: Методические рекомендации. М.: ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря, 1995. 183 с.
  4. Одинокова П.С. Формат альбома в традиционном китайском искусстве // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. 2017. № 4-1. С. 173–184. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_32307855_55532510.pdf (дата обращения: 20.09.2021).
  5. Смоляницкая О.Л. Микромицеты как потенциальные агенты биоповреждения культурных ценностей и стратегия защиты от них в Государственном Эрмитаже. Дисс. канд. биол.наук. Санкт-Петербург: [Б. и.], 2007. 174 с.
  6. Шишкова Е.Г. Об особенностях консервации произведений графики в альбомах // Альбом семьи Левашовых из собрания Государственного Эрмитажа: Реставрационный сборник 3 / отв. ред. В.Ю. Матвеев. СПб: АО Славия, 1999. 97 с.
  7. Brown C. Great Qing. Painting in China, 1644–1911. Washington: University of Washington Press, 2014. 352 p.
  8. De Campos Vidal B., Mello M.L.S. Collagen type I amide I band infrared spectroscopy // Micron. 2011. Vol. 42. P. 283–289.
  9. Kogou S., Lucian A., Bellesia S., Burgio L., Bailey K., Brooks C., Liang H. A holistic multimodal approach to the non-invasive analysis of watercolour paintings // Applied Physics A. 2015. Vol. 211. P. 999–1014. DOI: https://doi.org/10.1007/s00339-015-9425-4
  10. Li T., Jinxin Ji J., Zhou1 Z., Shi J. A multi-analytical approach to investigate date-unknown paintings of Chinese Taoist priests // Archaeological and Anthropological Sciences. 2015. Vol. 9. P. 395–404
  11. Liang H., Burgio L., Bailey K. et al. Culture and trade through the prism of technical art history: a study of Chinese export paintings // Studies and conservations. 2014. Vol. 59. P. 596–599. DOI: https://doi.org/10.1179/204705814X13975704318272
  12. Roy A. (ed.). Artists' pigments: A handbook of their history and characteristics. Washington: National Gallery of Art, 1993. 232 p.
  13. 严桂荣。图说中国书画装裱 (第二版)。上海: 上海人民美术出版社,2013. (Янь Гуйжун. Иллюстрированное руководство по монтированию китайской каллиграфии и живописи (2-е изд.). Шанхай: Шанхай жэньминь мэйшу чубаньшэ, 2013. 97 c.).