Аннотация
Цель данного исследования — познакомить специалистов, занимающихся изучением и реставрацией произведений китайской живописи, с опытом, полученным в Государственном Эрмитаже. В процессе изучения текстов «Альбома рисунков. Путешествие императора Цяньлуна на юг Китая» хранителем К.Ф. Самосюк была установлена дата его создания — 1751–1758 годы. Альбом с китайской живописью был исследован всесторонне: проведены физико-химические и биологические исследования, которые позволили определить методику его реставрации. В России мало информации о реставрации альбомов такого рода. Исследование и реставрация китайской живописи осложняется хрупкостью материалов — бумаги и шелка, а также утонченностью техники живописи, поэтому были выбраны неразрушающие методы исследования без взятия проб. Рассматривались также этические проблемы. Были применены физический, химический и биологический анализы для определения подходящего метода реставрации. Биологические исследования подтвердили необходимость замены старых, обветшавших страниц альбома новыми. Для реставрации и сохранения альбома были использованы традиционные китайские методы реставрации и собственный опыт. Об исследовании и реставрации китайской живописи и каллиграфии, помещенных в альбомы, не так много информации. Наряду с другими источниками впервые в отечественной практике было использовано «Иллюстрированное руководство по монтированию китайской каллиграфии и живописи» Янь Гуйжуна, 2013. В статье также рассматривается проблема адаптации альбомов с живописью и каллиграфией к новым требованиям хранения и экспонирования графики. Изменение исторической формы монтирования листов с изображениями было вызвано сильным разрушением конструкции альбома. Новая форма хранения позволила выставлять альбом отдельными листами на различных тематических выставках с возможностью их ротации на экспозиции. В данной статье показан логический ход выбора методики реставрации, основанный на результатах исследований памятника и сочетании традиционных и современных методов реставрации.
Благодарности
Авторы благодарят за содействие в проведении реставрационных работ фонд «The Coca-Cola Foundation», Благотворительный фонд В. Потанина, переводчицу текста на английский язык Кристину Барнард, а также сотрудников лаборатории научной реставрации восточной живописи, принимавших участие в реставрации альбома: А.О. Андрееву, Е.А. Маслову, В.А. Румянцеву, К.В. Ягину и фотографа редакционно-издательского отдела К.В. Синявского.
Библиографические ссылки
- Белозерова В.Г. Китайский свиток. Москва: Государственный научно-исследовательский институт реставрации, 1995. 272 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36562218 (дата обращения: 20.09.2021).
- Косолапов А.И. Естественнонаучные методы в экспертизе произведений искусства. Санкт-Петербург: Издательство Государственного Эрмитажа, 2010. 170 с.
- Метлицкая Л.Л., Костикова Е.А. Реставрация произведений графики: Методические рекомендации. М.: ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря, 1995. 183 с.
- Одинокова П.С. Формат альбома в традиционном китайском искусстве // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. 2017. № 4-1. С. 173–184. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_32307855_55532510.pdf (дата обращения: 20.09.2021).
- Смоляницкая О.Л. Микромицеты как потенциальные агенты биоповреждения культурных ценностей и стратегия защиты от них в Государственном Эрмитаже. Дисс. канд. биол.наук. Санкт-Петербург: [Б. и.], 2007. 174 с.
- Шишкова Е.Г. Об особенностях консервации произведений графики в альбомах // Альбом семьи Левашовых из собрания Государственного Эрмитажа: Реставрационный сборник 3 / отв. ред. В.Ю. Матвеев. СПб: АО Славия, 1999. 97 с.
- Brown C. Great Qing. Painting in China, 1644–1911. Washington: University of Washington Press, 2014. 352 p.
- De Campos Vidal B., Mello M.L.S. Collagen type I amide I band infrared spectroscopy // Micron. 2011. Vol. 42. P. 283–289.
- Kogou S., Lucian A., Bellesia S., Burgio L., Bailey K., Brooks C., Liang H. A holistic multimodal approach to the non-invasive analysis of watercolour paintings // Applied Physics A. 2015. Vol. 211. P. 999–1014. DOI: https://doi.org/10.1007/s00339-015-9425-4
- Li T., Jinxin Ji J., Zhou1 Z., Shi J. A multi-analytical approach to investigate date-unknown paintings of Chinese Taoist priests // Archaeological and Anthropological Sciences. 2015. Vol. 9. P. 395–404
- Liang H., Burgio L., Bailey K. et al. Culture and trade through the prism of technical art history: a study of Chinese export paintings // Studies and conservations. 2014. Vol. 59. P. 596–599. DOI: https://doi.org/10.1179/204705814X13975704318272
- Roy A. (ed.). Artists' pigments: A handbook of their history and characteristics. Washington: National Gallery of Art, 1993. 232 p.
- 严桂荣。图说中国书画装裱 (第二版)。上海: 上海人民美术出版社,2013. (Янь Гуйжун. Иллюстрированное руководство по монтированию китайской каллиграфии и живописи (2-е изд.). Шанхай: Шанхай жэньминь мэйшу чубаньшэ, 2013. 97 c.).