Коллекция буддийской скульптуры Монголии в собрании Национального музея Республики Бурятия
Выпуск № 3 (22) 2021 журнала "Искусство Евразии"
HTML
PDF
HTML
PDF

Ключевые слова

Монголия, Дзанабадзар, буддийская скульптура, хутухта, гэгэн, канон иконографии и иконометрии, метрика,

Как цитировать

Бардалеева С. Б. Коллекция буддийской скульптуры Монголии в собрании Национального музея Республики Бурятия // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2021. № 3 (22). С. 68-77. URL: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2021.03.006.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Текущий выпуск

Отправить материал

Аннотация

В статье впервые рассматривается собранная Национальным музеем Республики Бурятия коллекция буддийской скульптуры Монголии, связанной с именем Г. Дзанабадзара (1635–1723), основоположника монгольской школы в буддийском искусстве. В ходе изучения коллекции использовалась визуальная и сравнительная методика, а также знакомство с авторскими работами Мастера в музеях Монголии. В результате были выявлены три группы буддийских скульптур с характерными особенностями этой школы: цельное толстостенное литье, блестящая позолота, комбинированное золочение, особая техника освящения скульптур. Ярким украшением коллекции является авторская работа самого Дзанабадзара — скульптура Будды долголетия Амитаюса. Кроме того, около тридцати скульптур XVIII–XIX вв. представляют его школу. Третья группа скульптур состоит из поздних работ монгольских мастеров в виде реплик и подражаний. О коллекции монгольской скульптуры музея упоминалось в сообщении автора статьи на научной конференции в Монголии, посвященной 370-летию Дзанабадзара. Целью данной статьи является возможность ознакомить читателей с «эталонными» работами Великого Дзанабадзара и его школы, создавших базу для творчества следующих поколений художников.

https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2021.03.006
Читать полную версию

Библиографические ссылки

  1. Бардалеева С.Б. Санжи-Цыбик Цыбиков. Выдающийся бурятский художник и его школа буддийской скульптуры. Альбом. Улан-Удэ: Буддийская традиционная сангха России, 2006. 231 с.
  2. Бардалеева С.Б. Цыбиков – создатель первой бурятской школы буддийской скульптуры // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2019. № 4 (15). С. 50–65. DOI: https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2019.04.005.
  3. Буддийское искусство // Tibethouse.ru: сайт Региональной общественной организации по изучению традиционного уклада жизни и обычаев народов Тибета «Тибетский дом». URL: http://tibethouse.ru/2007/buddhism-02.htm/ (дата обращения: 01.07.2021).
  4. Герасимова К.М. Памятники эстетической мысли Востока. Тибетский канон пропорций. Трактаты по иконометрии и композиции Амдо, XVIII век. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1971. 301 с.
  5. Герасимова К.М. Тибетский канон пропорций // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. Сборник статей / Отв. ред. И. Ф. Муриан. М.: Наука, 1973. С. 90–102.
  6. Нацов Г.-Д. Материалы по ламаизму в Бурятии. Часть II. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ, 1998. 186 с.
  7. Цултэм Н.-О. Выдающийся монгольский скульптор – Г. Дзанабадзар. Улан-Батор: Государственное издательство, 1982. 126 с.
  8. Цултэм Н.-О. Скульптура Монголии. Улан-Батор: Государственное издательство, 1989. 148 с.
  9. Чимитдоржин Д. Богдо-гэгэны. Драгоценные наставления IX Богдо-гэгэна Халха Джебзун-Дамбы ринпоче Жамбал Чойжи Жалцана в России и Монголии. Улан-Удэ: НоваПринт, 2014. 239 с.