«Рационализм» в пейзажной живописи «шестидесятников» как один из принципов построения художественного образа
№ 3 (10) 2018 "Искусство Евразии", научный журнал об искусстве.
PDF
PDF

Ключевые слова

искусство Башкирии, уфимские пейзажисты-шестидесятники, пейзажная живопись,

Как цитировать

Капина Т. Н. «Рационализм» в пейзажной живописи «шестидесятников» как один из принципов построения художественного образа // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2018. № 3 (10). С. 48-58. URL: https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2018.03.004.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Текущий выпуск

Отправить материал

Аннотация

Целью статьи является исследование творчества уфимских пейзажистов-«шестидесятников» в определенном ракурсе, который нацелен на выявление в пейзажном искусстве Башкирии различных принципов построения пейзажного образа – «эмоционального» и «рационального». Михаил Герман в упрощенной схеме показал, что эти категории ведут свое начало от Пуссена – Сезанна (рацио) и Делакруа – Ван Гога (эмоцио). На материале башкирского пейзажа эти два принципа ясно выделяются и, как нам кажется, раскрывают все разнообразие творческих подходов уфимских мастеров.

https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2018.03.004

Библиографические ссылки

  1. Балашова И.Б. Индустриальная тема в творчестве А.В. Пантелеева в контексте советского промышленного пейзажа: автореф. дис. … канд. Иск. – СПб.. 2009. – 25.
  2. Герман М. Модернизм. Искусство первой половины ХХ века. – Спб.: Азбука-классика, 2005. – 480 с.: ил.
  3. Голованов Н. Н. Борис Федорович Домашников. – М.: Художник РСФСР, 1965. – 38с.: 242ил.
  4. Капина Т.Н. Образ православного храма в пейзажной живописи Б.Ф. Домашникова // Научные труды. Проблемы развития отечественного искусства / науч. ред. В.А. Леняшин. – СПб.: Санкт-Петербургский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. – Вып. 16. Январь / март, 2011. – С. 164 – 172.
  5. Капина Т.Н. Образ рощи и особенности его художественного воплощения в творчестве Б.Ф. Домашникова // Вестник Башкирского Государственного Университета. – 2011. – Т. 16, № 1. – С. 126 – 129.
  6. Капина Т.Н. К вопросу о взаимодействии народного и профессионального искусства на примере пейзажей уфимских «шестидесятников» // Сборник материалов Межрегиональной научно-практической конференции «Роль Домов (Центров) народного творчества в сохранении культурного наследия народов Российской Федерации». – Уфа, 2012. – С. 83 – 87.
  7. Капина Т.Н. Пейзаж М.В. Нестерова как источник творчества Б.Ф. Домашникова // Первые Нестеровские чтения. Всероссийская научно-практическая конференция. Уфа, 26 – 27 сентября 2012 года: сб. материалов конференции. – Санкт-Петербург: Дитон, 2012. – С. 134-137.
  8. Капина Т.Н. Истоки формирования и становления башкирской пейзажной живописи // Искусство Евразии: на перекрестке культур: материалы научной конференции, 15 октября 2013. – Уфа: Уфимский государственный университет экономики и сервиса, 2013. – С. 38-48.
  9. Нехорошев Ю. Б. Домашников. – М.: Сов. Художник, 1989.
  10. Порто И.Б. Александр Васильевич Пантелеев. – Л.: Художник РСФСР, 1988. – 136с.
  11. Пустарнаков В.П. Живопись. Графика: Каталог / Авт.-сост. В.М. Сорокина. – Уфа: Информреклама, 2004. – С. 5.ил.