Наследие Сергея Хомушкуевича Кочаа
№ 3 (14) 2019 "Искусство Евразии", научный журнал об искусстве.
PDF
PDF

Ключевые слова

тувинская культура, ювелирное искусство, серебро, серьги-колокольчики, Сергей Кочаа, растительный орнамент, цветовая символика,

Как цитировать

Ноозун О. Х. Наследие Сергея Хомушкуевича Кочаа // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2019. № 3 (14). С. 170-177. URL: https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2019.03.012.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Текущий выпуск

Отправить материал

Аннотация

Статья посвящена творчеству заслуженного художника Тувинской АССР Сергея Хомушкуевича Кочаа. В частности, представлен искусствоведческий анализ серебряных сережек с подвесками-колокольчиками. Определено, что растительные мотивы черпались из окружающего мира, подсказывая многообразные и вполне совершенные художественные решения. Приведенные детали орнамента, выбор цвета несут определенную информацию, значительно обогащены и изменены за счет шаманских воззрений мастера, ассимилированных с буддизмом. Используя в своем творчестве традиционные мотивы, а также под влиянием определенных условий Сергей Кочаа смог придать этим мотивам специфичные только для его творчества черты, которые впоследствии становились неотъемлемой составляющей оригинального художественного направления.

https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2019.03.012

Библиографические ссылки

  1. Бир Р. Энциклопедия тибетских символов и орнаментов. – М.: Ориенталия, 2011. – 722 с.
  2. Вайнштейн С.И. История народного искусства Тувы. – М.: Наука, 1974. – 224 с.
  3. Гребнев Л.В. Тувинский героический эпос (опыт историко-этнографического анализа). – М.: Издательство восточной литературы, 1960. – 147 с.
  4. Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия и Урянхайский край // Урянхай. Тыва дептер. В 7 т. – Т.2: Племена Саяно-Алтая. Урянхайцы (IV – начало ХХ вв.) / сост. С.К. Шойгу. – М.: Слово, 2007. – 664 с.
  5. Донгак С.Ч. Цветовая символика в культуре тувинских кочевников // Становление и развитие науки в Туве. ТГУ. – Кызыл, 2000. – 135-137 с.
  6. Кляшторный С.Г. Мифологические сюжеты в древнетюркских памятниках // Тюркологический сборник. 1977. – М., 1981. – С. 117-138.
  7. Кужугет А.К. Духовная культура тувинцев: структура и трансформация. Кемерово, 2006. – 320 c.
  8. Кюль-тегин: Поэзия вечного камня (памятники орхоно-енисейской письменности VI-VIII вв.) / сост. З. Б. Самдан, ред. Е. В. Егоров. – Новосибирск: Наука, 2003. – 248 с.
  9. Ноозун О.Х. Тувинское декоративно-прикладное искусство: вехи историко-культурного развития. – Кызыл: Тываполиграф, 2016. – 153 с.
  10. Школа тувинского танца Анатолия Шатина / сост. Н.Б. Чаш. – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2004. – 80 с.
  11. Яковлева К.М. Типология украшений народов алтайской языковой семьи Сибири конца XIX – начала ХХ в. // Известия АлтГУ. – 2011. – № 4-2. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipologiya-ukrasheniy-narodov-altayskoy-yazykovoy-semi-sibiri-kontsa-xix-nachala-xx-v (дата обращения: 25.07.2019).