Искусство древней Тувы (III–I тысячелетия до н. э.)
№ 3 (14) 2019 "Искусство Евразии", научный журнал об искусстве.
PDF
PDF

Ключевые слова

Тува, наскальные изображения, петроглифы, декоративно-прикладное искусство, курганы, оленные камни, эпоха бронзы, скифское время, алды-бельская, уюкско-саглынская культура,

Как цитировать

Килуновская М. Е., Семенов В. А. Искусство древней Тувы (III–I тысячелетия до н. э.) // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2019. № 3 (14). С. 20-49. URL: https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2019.03.002.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Текущий выпуск

Отправить материал

Аннотация

Искусство древней Тувы представлено разными типами памятников: наскальными рисунками, оленными камнями и каменными изваяниями (коже), предметами, найденными на поселениях и в погребениях, а также случайными находками. В  основном они относятся к эпохе бронзы, скифскому времени и эпохе средневековья. Хронологическая граница между II и I тысячелетиями до н. э. может на полном основании называться рубежом эр. Во втором тысячелетии степи Центральной Азии представляли неразборчивый конгломерат различных племен, в которых носители духовных идей стремились выразить свои чувства и религиозные представления в  тысячах наскальных изображений, в которых зачастую доминирует бык как носитель архаического мироздания, которое он держит или несет на своей спине. В первом тысячелетии до н.э. картина радикально меняется. На смену рассеянным и  неупорядоченным представлениям в мире образов вырабатывается стилистическое единство, что не исключает свободы творчества, но, тем не менее, скифский звериный стиль становится основным эстетическим критерием как в монументальном, так и в  прикладном искусстве. Он распространяется от Китайской стены до Венгерской Пушты, и оспаривать его значение как единого связующего звена кочевых народов Евразии бессмысленно. Даже влияние древних цивилизаций не может кардинально изменить идеологию и философию скифо-сибирского евразийского единства.

https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2019.03.002

Благодарности

Исследование проведено в рамках выполнения программы фундаментальных научных исследований Государственных академий наук (или ФНИ ГАН) по теме государственной работы: № 0184-2018-0009 «Взаимодействие древних культур Северной Евразии и цивилизаций Востока в эпоху палеометалла (IV тысячелетие до н. э. – I тысячелетие до н. э.)».

Библиографические ссылки

  1. Вайнштейн С.И. Древнее и средневековое искусство Тувы. – М., 1974. – 224 с.
  2. Голан А. Миф и символ. – М.: РУССЛИТ, 1994. – 375 с.
  3. Дэвлет Е.Г., Дэвлет М.А. Мифы в камне. Мир наскального искусства России. – М.: Алетейа, 2005. – 472 с.
  4. Дэвлет М.А. Каменный «компас» в Саянском каньоне Енисея. – М.: Научный мир, 2004.
  5. Дэвлет М.А. Петроглифы Мугур-Саргола. – М.: Наука, 1980. – 272 с.
  6. Дэвлет М.А. Петроглифы на дне Саянского Моря (гора Алды-Мозага). – М.: Памятники исторической мысли, 1998. – 286 с.
  7. Дэвлет М.А. Петроглифы на кочевой тропе. – М.: Наука, 1982. – 128 с.
  8. Дэвлет М.А. Петроглифы Улуг-Хема. – М.:Наука, 1976. – 120 с.
  9. Иванов В.В. Бык // Мифы народов мира: т.1. – М.: Советская энциклопедия, 1991.
  10. Кенин-Лопсан М.Б. Мифы тувинских шаманов. – Кызыл, 2002.
  11. Килуновская М.Е. Аржано-майэмирский стиль в наскальном искусстве Тувы // Степи Евразии в древности и средневековье. К 100-летию со дня рождения М.П.Грязнова. Книга II. – СПб.: Изд-во Гос.Эрмитажа, 2003. – С. 52-56.
  12. Килуновская М.Е. Археологические памятники на границе Тувы и Монголии (проблемы культурной принадлежности и хронологии) // Научное обозрение Саяно-Алтая. – 2018. – № 1 (21). Серия: Археология. Выпуск 5. – Абакан: ХакНИИЯЛИ, 2018. – С. 35-54.
  13. Килуновская М.Е. Быки Саамчыыра // Тропою тысячелетий: К юбилею М.А. Дэвлет. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2008. – С. 124-130.
  14. Килуновская М.Е. Изобразительные памятники Тувы // Homo eurasicus. У врат искусства. – СПб., 2009. – С.325-336.
  15. Килуновская М.Е. Искусство скифского времени Тувы (типология, периодизация и семантика). Автореферат кандидатской диссертации. – СПб., 1994. – 18 с.
  16. Килуновская М.Е. Колесницы эпохи бронзы в наскальном искусстве Тувы // Наскальное искусство в современном обществе к 290-летию научного открытия Томской писаницы. Том 2. – Кемерово: КемГУ, 2011. – С. 129-133.
  17. Килуновская М.Е. Монохромные рисунки на скалах Центральной Азии // Природа заповедника «Убсунурская котловина». Вып. 2. – Красноярск: Дарма-печать, 2011. – С. 119-134.
  18. Килуновская М.Е. Наскальное искусство Тувы скифского времени // Культуры Степной Евразии и их взаимодействие с древними цивилизациями. Книга 1. – СПб. ИИМК РАН, «Периферия», 2012. – С. 166-172.
  19. Килуновская М.Е. Проблемы датирования петроглифов Тувы (роль сравнительно-типологического метода) // Международная конференция по первобытному искусству. – Кемерово: КемГУ, 1998. – С. 56-58.
  20. Килуновская М.Е. Рисунки на скалах Тувы // Сборник научных трудов в честь 60-летия А.В. Виноградова. – СПб. Культ-Информ-Пресс, 2007. – С. 77-110.
  21. Килуновская М.Е. Собрание оленных камней Кызылского республиканского краеведческого музея // Проблемы археологии, этнографии, истории и краеведения Приенисейского края. Т.1. – Красноярск, 1992. – С. 136-138.
  22. Килуновская М.Е. Этапы развития искусства скифского времени Тувы // Труды II Международной научно-практической конференции «Кочевые цивилизации народов Центральной и Северной Азии: история, состояние, проблемы». – Красноярск – Кызыл. 2010. – С. 131-137.
  23. Килуновская М.Е., Леус П.М. Искусство конца первого тысячелетия до н.э. в Туве // Краткие сообщения Института археологии РАН (КСИА). – 2017. – Вып. 247. – С. 87-104.
  24. Килуновская М.Е., Семенов Вл.А. Древнее святилище Ямаалыг // Природа заповедника «Убсунурская котловина». Вып. 2. – Красноярск: Дарма-печать, 2011. – С. 135-144.
  25. Килуновская М.Е., Семенов Вл.А. Оленные камни Тувы (ч.1. Новые находки, типология и вопросы культурной принадлежности) // Археологические вести. – 1998. –№ 5. – С. 143-154.
  26. Килуновская М.Е., Семенов Вл.А. Оленные камни Тувы (часть 2. Сюжеты, стиль, семантика) // Археологические вести. – 1999. – № 6. – С. 130-145.
  27. Кубарев В.Д., Цэвээдорж Д., Якобсон Э. Петроглифы Цагаан-Салаа и Бага-Ойгура (Монгольский Алтай). – Новосибирск: СО РАН, 2005. – 640 c.
  28. Семенов Вл.А. Гравированные гальки из Тувы // Каменная скульптура и мелкая пластика древних и средневековых народов Евразии. – Барнаул, 2007. – С. 70-73.
  29. Семенов Вл.А. Древнейшая миграция индоевропейцев на восток (к столетию открытия тохарских рукописей) // Петербургский археологический вестник. 1993. – С. 25-30.
  30. Семенов Вл.А. Искусство варварских племен. – СПб.: «Чистый лист», 2015. – 295 с.
  31. Семенов Вл.А. Элитные погребения уюкской культуры у горы Кош-Пей (Тува) // Актуальные вопросы археологии и этнологии Центральной Азии. Материалы международной научной конференции. Улан-Удэ 7-8 апреля 2015 г. – Иркутск, 2015. – С. 178-188.
  32. Топоров В. Н. Грибы // Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2-х т. – М.: Советская энциклопедия, 1991. – Т. 1. – С. 335-336.
  33. Чунакова О.М. Пехлевийский словарь зороастрийских терминов, мифологических персонажей и мифологических символов. – М.: Восточная литература, 2004. – 286 с.
  34. Шер Я.А. Петроглифы Средней и Центральной Азии. – М., 1980. – 328 с.