Иконы из собрания Татьяны Алексеевны Мавриной (1900–1996) в отделе личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина
Выпуск № 2 (25) журнала «Искусство Евразии»
HTML
PDF
HTML
PDF

Ключевые слова

икона, древнерусская иконопись, Татьяна Алексеевна Маврина, «северное письмо», новгородская икона, московская школа иконописи, Николай Васильевич Кузьмин, Валериан Вадимович Величко,

Как цитировать

Важкая М. А. Иконы из собрания Татьяны Алексеевны Мавриной (1900–1996) в отделе личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2022. № 2 (25). С. 80-85. URL: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2022.02.007.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Текущий выпуск

Отправить материал

Аннотация

В 1994–1997 гг. в отдел личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина поступило 25 икон из собрания художника Татьяны Алексеевны Мавриной (1900–1996). Особенностью данной коллекции является творческий подход при ее формировании. Наибольшая часть икон носит народный характер, прекрасно сочетаясь с сохраняющими древнерусские традиции русскими прялками XIX века или акварельными работами, выполненными Т.А. Мавриной. В исследовании представлены несколько икон из собрания художника Татьяны Алексеевны Мавриной, позволяющие увидеть стремление коллекционера собрать яркие образцы древнерусской иконописи XV–XVII веков. Некоторые иконы ранее упоминались в искусствоведческих исследованиях (поясные изображения архангелов Михаила и Гавриила из деисусного чина, икона «Битва новгородцев с суздальцами»), тогда как икона «Богоматерь на престоле и Никола Можайский с избранными святыми на полях» подробно описана впервые. Данная статья затрагивает лишь часть исследования иконописи из собрания Татьяны Алексеевны Мавриной, необходимой для введения в научный оборот образцов русской иконописи XV–XVII веков.

https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2022.02.007
Читать полную версию

Библиографические ссылки

  1. Маврина Т.А. Цвет ликующий. Дневники. Этюды об искусстве. Москва: Молодая гвардия, 2006. 368 с.
  2. Маврина Т.А. Наша коллекция // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. [Ежегодник 1979]. Ленинград: Наука, 1980. С. 391–408.
  3. Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. Москва: Искусство, 1978. 310 с.
  4. Вздорнов Г.И. Реставрация и наука. Очерки по истории открытия и изучения древнерусской живописи. Москва: Индрик, 2006. 412 с.
  5. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина : альбом / науч. ред. В.Н. Тяжелов. Москва: Красная площадь, 2013. 735 с.
  6. Древнерусская живопись. Новые открытия (из частных собраний) : каталог выставки / под ред. С. Ямщикова, сост. А. Логинова. Москва: Советский художник, 1975. 98 с.
  7. Музей личных коллекций. Путеводитель по залам музея / сост.: Н.Б. Автономова. Москва: Художник и книга, 2004. 160 с.
  8. Петрова Л.Л., Петрова Н.В., Щурина Е.Г. Иконы Кирилло-Белозерского музея-заповедника. М.: Северный паломник, 2005. 336 с.
  9. Антонова В.И. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина. М.: Искусство, 1966. 187 с.
  10. Анисимов А. Этюды о новгородской иконописи // София. 1914. № 3, март. С. 9–28.
  11. Пуцко В.Г. Иконописание как форма традиционной культуры Русского Севера // Рябининские чтения – 2007. Материалы V научной конференции по изучению народной культуры Русского Севера / отв. ред. Т.Г. Иванова. Петрозаводск: Гос. историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи», 2007. С. 188–190.