Мифология forever. Универсальное/вечное и конкретно-историческое в мифологизме искусства соцреализма
Выпуск № 1 (24) журнала «Искусство Евразии»
HTML
PDF
HTML
PDF

Ключевые слова

искусство, художественное сознание, соцреализм, мифология, миф, мифологизм искусства, соцреалистическая мифология, модернизация, идеология, коллективная психология,

Как цитировать

Закс Л. А. Мифология forever. Универсальное/вечное и конкретно-историческое в мифологизме искусства соцреализма // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2022. № 1 (24). С. 166-181. URL: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2022.01.016.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Текущий выпуск

Отправить материал

Аннотация

Мифологичность, мифотворчество — атрибутивная черта человеческого сознания, присущая ему на всех этапах истории человечества. Особо эта черта присуща ценностно-мировоззренческим формам сознания, в том числе и особенно искусству. Однако каждый этап истории культуры и каждый культурно-исторический тип сознания рождают свои особые варианты мифологии, в том числе мифологии художественной. У мифологии искусства соцреализма также были свои основания, породившие соцреалистическую мифологию: «архетипические» и «парадигмальные» для этого искусства мифогерои и мифосюжеты. В статье выделяются и осмысляются три важнейшие социокультурные основания присущего соцреализму мифологизма. Это, во-первых, модернистские природа и «пафос» соцреализма, выразившего устремленность молодого советского общества (особенно в ранний период его существования) к радикальному переустройству природного и культурного мироздания. Во-вторых, политико-идеологическая доминанта всей советской цивилизации и ее общественного сознания, порождавшая мифологию слияния идеала и реальности, должного и сущего, мифологию вечной борьбы героев нового мира с врагами коммунизма и победы над ними. Она же определила и своеобразие «доставшейся» соцреализму системы ценностей, например особую («атеистическую») религиозность, этатизм, приоритет общественного над личным, добровольное самоотчуждение, склонность к иллюзиям и идеализациям (вопреки декларируемому «реализму»). В-третьих, обусловленные исторически и идеологически особенности коллективной психологии советских людей. Статья выделяет, в частности, внутреннюю противоречивость реальной массовой психологии: единство в ней позитивных чувств и устремлений с нараставшими негативными. Мифы соцреализма стали способом «разрешения», иллюзорного преодоления такой противоречивости. Всё это в целом и породило устойчивую мифосистему соцреализма. Кризис социализма и его духовный «декаданс» привели к постепенной девалоризации и элиминации этой мифоклассики. Что, однако, не ликвидировало мифологизма художественного сознания как такового, но привело к смене мифологических парадигм, легитимации нового художественно-мифологического плюрализма. Подтверждением всему сказанному выступает собрание советской и постсоветской живописи в Екатеринбургском музее изобразительных искусств, в том числе и приводимые в статье произведения.

https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2022.01.016
Читать полную версию

Библиографические ссылки

  1. Адорно Т.В. Эстетическая теория. М.: Республика, 2001. 527 с.
  2. Барт Р. Мифологии. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996. 312 с.
  3. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989. 404 с.
  4. Голомшток И.Н. Тоталитарное искусство. М.: Галарт, 1994. 206 с.
  5. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М.: Главная редакция Восточной литературы издательства «Наука», 1987. 217 с.
  6. Грималь П. Греческая мифология // Грималь П., Фор П., Лакост Ж. Искусство и миф. М.: Весь мир, 2017. С. 9–105.
  7. Кассирер Э. Философия символических форм. Т. II: Мифологическое мышление. М.: Академический проект, 2011. 279 с.
  8. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Академический проект, 2015. 428 с.
  9. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: Главная редакция Восточной литературы издательства «Наука», 1985. 399 с.
  10. Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М.: Издательство «Правда», 1990. 655 с.
  11. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Миф – имя – культура // Лотман Ю.М. Избранные статьи в трех томах. Том I. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллин: «Александра», 1992. С. 58–75.
  12. Маркс К. Экономические рукописи 1857–1958 гг. // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2. Т. 12. М.: Политиздат, 1958.
  13. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Главная редакция Восточной литературы издательства «Наука», 1976. 407 с.
  14. Чегодаева М.А. Соцреализм: мифы и реальность. М.: Захаров, 2003. 215 с.
  15. Шеллинг Ф. Философия искусства. М.: Мысль, 1966. 496 с.
  16. Элиаде М. Аспекты мифа. М.: Академический проект, 2021. 235 с.
  17. Vaysse Jean-Marie. Schelling: Art et mythologie. Paris: Ellipses, 2004. 128 p.