Аннотация
Мифологичность, мифотворчество — атрибутивная черта человеческого сознания, присущая ему на всех этапах истории человечества. Особо эта черта присуща ценностно-мировоззренческим формам сознания, в том числе и особенно искусству. Однако каждый этап истории культуры и каждый культурно-исторический тип сознания рождают свои особые варианты мифологии, в том числе мифологии художественной. У мифологии искусства соцреализма также были свои основания, породившие соцреалистическую мифологию: «архетипические» и «парадигмальные» для этого искусства мифогерои и мифосюжеты. В статье выделяются и осмысляются три важнейшие социокультурные основания присущего соцреализму мифологизма. Это, во-первых, модернистские природа и «пафос» соцреализма, выразившего устремленность молодого советского общества (особенно в ранний период его существования) к радикальному переустройству природного и культурного мироздания. Во-вторых, политико-идеологическая доминанта всей советской цивилизации и ее общественного сознания, порождавшая мифологию слияния идеала и реальности, должного и сущего, мифологию вечной борьбы героев нового мира с врагами коммунизма и победы над ними. Она же определила и своеобразие «доставшейся» соцреализму системы ценностей, например особую («атеистическую») религиозность, этатизм, приоритет общественного над личным, добровольное самоотчуждение, склонность к иллюзиям и идеализациям (вопреки декларируемому «реализму»). В-третьих, обусловленные исторически и идеологически особенности коллективной психологии советских людей. Статья выделяет, в частности, внутреннюю противоречивость реальной массовой психологии: единство в ней позитивных чувств и устремлений с нараставшими негативными. Мифы соцреализма стали способом «разрешения», иллюзорного преодоления такой противоречивости. Всё это в целом и породило устойчивую мифосистему соцреализма. Кризис социализма и его духовный «декаданс» привели к постепенной девалоризации и элиминации этой мифоклассики. Что, однако, не ликвидировало мифологизма художественного сознания как такового, но привело к смене мифологических парадигм, легитимации нового художественно-мифологического плюрализма. Подтверждением всему сказанному выступает собрание советской и постсоветской живописи в Екатеринбургском музее изобразительных искусств, в том числе и приводимые в статье произведения.
Библиографические ссылки
- Адорно Т.В. Эстетическая теория. М.: Республика, 2001. 527 с.
- Барт Р. Мифологии. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996. 312 с.
- Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989. 404 с.
- Голомшток И.Н. Тоталитарное искусство. М.: Галарт, 1994. 206 с.
- Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М.: Главная редакция Восточной литературы издательства «Наука», 1987. 217 с.
- Грималь П. Греческая мифология // Грималь П., Фор П., Лакост Ж. Искусство и миф. М.: Весь мир, 2017. С. 9–105.
- Кассирер Э. Философия символических форм. Т. II: Мифологическое мышление. М.: Академический проект, 2011. 279 с.
- Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Академический проект, 2015. 428 с.
- Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: Главная редакция Восточной литературы издательства «Наука», 1985. 399 с.
- Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М.: Издательство «Правда», 1990. 655 с.
- Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Миф – имя – культура // Лотман Ю.М. Избранные статьи в трех томах. Том I. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллин: «Александра», 1992. С. 58–75.
- Маркс К. Экономические рукописи 1857–1958 гг. // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2. Т. 12. М.: Политиздат, 1958.
- Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Главная редакция Восточной литературы издательства «Наука», 1976. 407 с.
- Чегодаева М.А. Соцреализм: мифы и реальность. М.: Захаров, 2003. 215 с.
- Шеллинг Ф. Философия искусства. М.: Мысль, 1966. 496 с.
- Элиаде М. Аспекты мифа. М.: Академический проект, 2021. 235 с.
- Vaysse Jean-Marie. Schelling: Art et mythologie. Paris: Ellipses, 2004. 128 p.