Цыбиков – создатель первой бурятской школы буддийской скульптуры
№ 4 (15) 2019 "Искусство Евразии", научный журнал об искусстве.
PDF
PDF

Ключевые слова

Оронгой, оронгойская школа, бурятская скульптура, буддийское искусство, дацан, каноны иконометрии, полихромность, золоченая роспись,

Как цитировать

Бардалеева С. Б. Цыбиков – создатель первой бурятской школы буддийской скульптуры // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2019. № 4 (15). С. 50-65. URL: https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2019.04.005.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Текущий выпуск

Отправить материал

Аннотация

В статье рассматривается творческое наследие С.-Ц. Цыбикова и его учеников, представлявших оронгойскую школу деревянной скульптуры, созданную мастером в  приходе Янгажинского дацана в конце XIX – начале XX века. Автор статьи ставит своей целью представить «эталонные» работы старых бурятских мастеров, создавших основу для творчества следующих поколений ваятелей и художников.

https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2019.04.005

Библиографические ссылки

  1. Бадмажапов Ц-Б.Б. К интерпретации изображения божества из мандалы Кунрига // Буддизм и литературно-художественное творчество народов Центральной Азии / Отв. ред. Р.Е. Пубаев. – Новосибирск: Наука, 1985. – С. 116-120.
  2. Бальжурова А.Ж. Формирование бурятских школ тханкописи в конце XIX – начале XX в. // Буддийское искусство: традиции и инновации : сб. ст. II Международного научного симпозиума 4–6 августа 2017 г., Улан-Удэ / Отв. ред. В.В. Деменова. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. – С. 95-107.
  3. Бардалеева С.Б. Ваятель священных образов // Наследие народов Российской Федерации. Сокровища культуры Бурятии. – СПб.: [б. и.], 2002. – С. 256-267.
  4. Бардалеева С.Б. Санжи-Цыбик Цыбиков (1877–1934) и школа буддийской скульптуры в Янгажинском дацане // Санжи-Цыбик Цыбиков. – Улан-Удэ: Буддийская традиционная сангха России, 2006. – С. 8-14.
  5. Бардалеева С.Б. Традиции школы С.-Ц. Цыбикова и их влияние на творчество современных мастеров // Современное буддийское искусство: традиции и инновации: сб. ст. / отв. Ред. В. В. Деменова, О. А. Уроженко. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. – С. 72-80.
  6. Бурятская деревянная скульптура / сост.: И.И. Соктоева, К.М. Герасимова, отв. ред. В.Ц. Найдаков. – Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1971. – 77 с.: ил.7.
  7. Герасимова К.М. Бурятское искусство XVIII – нач. XX вв. // Искусство. – 1972. – № 9. – С. 58-66.
  8. Герасимова К.М. Памятники эстетической мысли Востока: Тибетский канон пропорций / Отв. ред. Б.В. Семичов. – Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1971. – 304 с.
  9. Каталог выставки «Искусство Бурятии XVIII – XIX вв.» / Авт. вст. ст. К.М. Герасимова и И.И. Соктоева. М., 1970. – 51 с.
  10. Лебель М.Н. Консервация и реконструкция ритуальной скульптуры бурятских мастеров. – Новосибирск: Наука, 1982.
  11. Ленхобоев Г.Л., Герасимова К.М. Материалы о народных умельцах Оронгоя // О бурятском изобразительном искусстве: Статьи и материалы / Отв. ред. К.М. Герасимова. – Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1963. – С. 135-153.
  12. Нацов Г.-Д. Материалы по ламаизму в Бурятии. – Улан-Удэ: Издательство БНЦ, 1998.
  13. Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки: Сборник статей / Отв. ред. И. Ф. Муриан. М.: Наука, 1973. – 254 с.
  14. Соктоева И.И. Изобразительное искусство бурят // Очерки истории культуры Бурятии. В 2-х тт. / Общ. ред.: Д. Д. Лубсанов (гл. ред.) и др. – Улан-удэ: Бурятское книжное издательство, 1972. – Т.1., гл. VIII. – С. 243-250.
  15. Der Weise und der Tor. Buddhistische Legenden aus Tibet. Aus dem Tibetischen ?bersetzt von I.J. Schmidt. Herausgegeben von Roland Beer. Leipzig, Weimar, 1978.