Пути возрождения традиций златоустовской гравюры на стали в конце 1950-х годов (на примере творческого наследия М.Д. Ракова)
Выпуск № 1 (24) журнала «Искусство Евразии»
HTML
PDF
HTML
PDF

Ключевые слова

гравюра по стали, миниатюра, художественные промыслы, холодное оружие, М.Д. Раков, Научно-исследовательский институт художественной промышленности,

Как цитировать

Брюзгина О. И. Пути возрождения традиций златоустовской гравюры на стали в конце 1950-х годов (на примере творческого наследия М.Д. Ракова) // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2022. № 1 (24). С. 62-69. URL: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2022.01.006.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Текущий выпуск

Отправить материал

Аннотация

Статья посвящена развитию и современному состоянию ведущих художественных производств Урала и в частности деятельности Научно-исследовательского института художественной промышленности, специалисты которого принимали активное участие в создании образцов декоративных изделий для массового производства и выставочных программ. Детально рассмотрена история традиционной златоустовской гравюры; показано, что на протяжении всего XX столетия задачи ее сохранения и планы по расширению производства товаров народного потребления массового ассортимента периодически входили в противоречия друг с другом. Отмечено, что важным этапом в истории златоустовской гравюры стало сотрудничество предприятия с ведущими специалистами института и художником М.Д. Раковым, предложившим ряд эскизов, которые заслужили высокую оценку.

https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2022.01.006
Читать полную версию

Библиографические ссылки

  1. Архив семьи художника.
  2. Бакушинский А.В. Малые формы скульптуры // Бакушинский А.В. Исследования и статьи. Избранные искусствоведческие труды. М.: Советский художник, 1981. С. 325–336.
  3. Василенко В.М. НИИХП — творческая лаборатория художественных промыслов // Народные художественные промыслы. Теория и практика (Сборник научных трудов к 50-летию Научно-исследовательского института художественной промышленности) / отв. ред. Н.В. Черкасова. М.: НИИХП, 1982. С. 131–139.
  4. Всероссийский музей декоративного искусства. Архивный фонд № 10 В.М. Василенко. Отчет В.М. Василенко о результатах обследования Златоустовского производства в архиве НИИХП.
  5. Всероссийский музей декоративного искусства. Архивный фонд. Протоколы заседаний Ученого Совета НИИХП 1956–1960-х гг.
  6. Всероссийский музей декоративного искусства. Отдел печатных источников ВМДИ. Эскизы ювелирных серебряных украшений 1934–1936 гг. Ракова М.Д. для артели «Северная чернь».
  7. Всероссийский музей декоративного искусства. Фонд архивных документов. Архив НИИХП. Стенограмма заседания художественно-экспертного совета по декоративно-прикладному и художественно-промышленному искусству Министерства культуры РСФСР от 30 сентября 1958 года.
  8. Глинкин М.Д. Златоустовская гравюра на стали. [Челябинск]: Южно-Уральское книжное издательство, 1967. 95 с.
  9. Ильин М.А. Михаил Дмитриевич Раков. М.: Искусство,1956. 43 с.
  10. Ракова М.М. Скульптор Михаил Дмитриевич Раков (1892–1971). М.: НИИ теории и истории Российской академии художеств, 1992. 118 с.
  11. Уткин П.И. Кузнец. Ювелир. Художник. М.: Легкая индустрия, 1978. 115 с.
  12. Художественные промыслы РСФСР. Справочник / сост.: В.Г. Смолицкий, З.С. Скавронская. М.: Легкая индустрия, 1973. 302 с.